Эксперимент по проблеме социализации глухих детей младшего возраста проводился на базе МДОУ № 115 компенсирующего вида г. Ульяновска с октября по декабрь месяцы 2007 года.
В нём участвовало 6 детей младшей группы, так как комплектование детей с нарушениями слуха младшего возраста предусматривает именно данное количество детей.
Список детей младшего возраста.
|
№/п |
И.Ф. ребёнка.* |
Дата рождения |
Диагноз |
|
1. |
Алина А. |
20.03.2003 |
Рез.органич. поражение ЦНС, задержка психомоторного развития, двухсторонняя сенсоневральная глухота, ДЦП, F06 с выраженным снижением интеллекта. |
|
2. |
Толя И. |
16.07.2002 |
Двухсторонняя сенсоневральная глухота, ЗПР. |
|
3. |
Мэдина Р. |
9.09.2004 |
Двухсторонняя нейросенсорная глухота, ДЦП. |
|
4. |
Саша С. |
01.06.2003 |
Двухсторонняя нейросенсорная глухота, ЗПР. |
|
5. |
Настя У. |
04.03.2003 |
Рез.органическое поражение ЦНС, двухсторонняя сенсоневральная глухота, синдром моторной расторможенности, ЗПР. |
|
6. |
Захар У. |
02.03.2003 |
Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, синдром моторной расторможенности, гиперметропия. |
Для определения начальных результатов нам необходимо было выявить уровень социального развития у младших дошкольников, имеющих недостатки в слуховом развитии.
Прежде, чем начать работу по выявлению уровня социального развития младших дошкольников, необходимо выяснить социальные условия, в которых воспитываются и развиваются дети. Именно социальные условия являются базой формирования основ социального развития. С этой целью было проведено тестирование - анкетирование среди родителей. Родители заполняли анкеты для сбора информации о семье, где воспитывается глухой ребёнок: состав семьи, уровень образования родителей, жилищные условия, где проживает ребёнок (дома, в интернате, как часто родители забирают ребёнка) ит.д.
Анализ результатов тестирования позволил констатировать факт, что все дети имеют нормальные жилищные условия. Многие дети живут в Ульяновской области (Толя И.; Мэдина Р.; Саша С.; Настя У.), остальные дети (Захар У.; Алина А.) проживают в городе. Алина А., Толя И., Саша С.,Настя У. воспитываются в полных семьях, где присутствуют и мама, и папа. У Мэдины Р. в семье только отец и бабушка – опекун. Сашу С. пока воспитывает одна мама, т.к. папа на данный момент является военнослужащим. В семье Захара У. имеются глухие родители.
С помощью тестирования было выявлено, что семейный уклад в исследуемых семьях носит противоречивый характер и лишь в семье Мэдины Р. – неблагоприятный, т.к. папа страдает алкоголизмом, а бабушка по возрасту имеет различные заболевания. Взаимоотношения в семьях, где имеются исследуемые дети, носят в основном либеральный характер, а вот в семье Мэдины Р. - конфликтно агрессивный. Поэтому девочку забирают домой не так часто, как других детей.
Родители при общении со своими детьми пользуются экспрессивно-мимическими и предметно-действенными средствами и мало используют речь.
Никто из опрошенных родителей специально не обучался жестовому языку. Немногие родители сообщают, что пользуются естественными жестами и жестами, которые они придумали сами; также немногие слышащие родители говорят, что стараются общаться со своими детьми только при помощи устной речи. Некоторые же родители используют устную речь и дактилологию. Практически глухие родители Захара У., НастиУ. объясняются со своими детьми преимущественно средствами жестового языка. Все родители показали, что речь у детей плохо развита. Они изъясняются на уровне звуков. Соответственно дети ещё не умеют свободно устанавливать контакт с взрослыми людьми и своими сверстниками. Чаще всего они ведут замкнутый образ жизни, любят уединяться в уголке комнаты или капризничают, когда родители не понимают их. Поэтому, многие из опрошенных родителей оставляют их в покое или слишком эмоционально реагируют и пытаются понять ребёнка, заставляя его ещё раз объяснить, что он хочет. Судя по данным отношениям, можно отметить, что культура общения в большинстве случаев в семьях отсутствует.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов». ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Ма ...
ЕГЭ по истории России
При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. То есть выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.