Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Страница 6

Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Их условно используют со следующей смысловой нагрузкой:

народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др. уже, являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В традиционном воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

1. пословицы - для социально-этического воспитания;

2. загадки - для умственного развития;

3. песни - для эстетического, патриотического воспитания;

4. сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т.е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Литературное творчество
Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние вс ...

Специфика игры, общие признаки. Разъяснение значения термина «игра беспорядка»
Обращаясь к уже существующим исследованиям игры, мы можем констатировать, что фактически все они посвящены играм детского возраста. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что игры дошкольного и даже младшего школьного возраста хорошо изучены. Что же касается игры в подростковом возрасте, то г ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшей группы МДОУ №29. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 12 детей, приблизительно одного уровня развития: Алёша Т. 5 лет 8 месяцев Ваня Б. 5 лет 10 месяцев Влад М. 5 лет 9 месяцев Даня Н ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru