Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Страница 5

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Как заметил Л.С. Выготский «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» Воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса - организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. А самовоспитание - это вторая, внутренняя часть процесса - субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий.

Это и есть процессы саморазвития. Самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных опыта и качеств. И третье: они могут происходить на неосознанном и на сознательном уровнях. Личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной программе (биогенные факторы) и зависит не только от социогенных (педагогических) воздействий, но и руководится накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами (психогенными факторами).

Особенностью дошкольного периода развития является преобладание эмоциональной составляющей Я-концепции у ребенка - прямая и быстрая связь эмоций и поведения. Р. Берне выделяет в эмоциональном компоненте Я-концепции три ведущие эмоции:

чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям (Я нравлюсь)

уверенность в способности к той или иной деятельности (Я способен)

чувство значимости, защищенности в своем круге общения, самоуважения (Я значу).

В дошкольном возрасте необходимо организовать этнокультурное воспитание, как доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. Это важно детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы.

«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию бережного отношения к природе у старших дошкольников
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе через формирование экологической культуры. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры. При разработке методики формиро ...

Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач: Выявить уровень знаний детей о мире животных, о ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru