Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.
Как заметил Л.С. Выготский «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» Воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса - организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. А самовоспитание - это вторая, внутренняя часть процесса - субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий.
Это и есть процессы саморазвития. Самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных опыта и качеств. И третье: они могут происходить на неосознанном и на сознательном уровнях. Личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.
Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной программе (биогенные факторы) и зависит не только от социогенных (педагогических) воздействий, но и руководится накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами (психогенными факторами).
Особенностью дошкольного периода развития является преобладание эмоциональной составляющей Я-концепции у ребенка - прямая и быстрая связь эмоций и поведения. Р. Берне выделяет в эмоциональном компоненте Я-концепции три ведущие эмоции:
чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям (Я нравлюсь)
уверенность в способности к той или иной деятельности (Я способен)
чувство значимости, защищенности в своем круге общения, самоуважения (Я значу).
В дошкольном возрасте необходимо организовать этнокультурное воспитание, как доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. Это важно детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы.
«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер».
Сущность метода проектов, его роль, значение и
место в процессе обучения
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит дру ...
Реформа учебных заведений 1867-1880 гг
Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев. На базе Пятигорского уездного училища была создана классическая прогимназия с преподаванием в ней л ...
Проблема определения категории «интерес» в
современной отечественной психологии и педагогике
Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до с ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.