Общей нормативной и программной основой системы физического воспитания и самовоспитания различных слоев населения является Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс. Комплекс включает в себя восемь ступеней. Три ступени разработаны для учащихся общеобразовательных школ. Первая ступень: «Олимпийцем будь!» соответствует младшему школьному возрасту.
В содержании комплекса отражен гуманный социальный заказ общества физическому воспитанию. Девиз Комплекса «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!». Он объединяет движение личности, общества и государства навстречу друг другу. Комплекс ориентирует государство, общество, граждан на совместное участие в физическом и духовном оздоровлении, разностороннем развитии учащихся средствами физического воспитания.
Как нормативная основа Комплекс устанавливает требования к базовому общему физкультурному образованию, содержит уровни оценки физического развития и физической подготовленности, учащихся в возрасте от 7 лет до 18 лет. Как программная основа он, определяет целевые установки физического воспитания в школах, содержание учебных программ учебного предмета «Физическая культура». Надо отметить, что главное место в Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе отведено легкоатлетическим видам: бегу, прыжкам, метаниям.
Содержание физического воспитания в начальной школе регламентируется учебными планами, учебными программами, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь. Основным документом планирования является Программа «Физическая культура и здоровье». В учебный материал программы включены три раздела, одним из которых является раздел «Умения, навыки и способы деятельности». Основой этого раздела являются физические упражнения, которые составляют содержание «Школы движений».
К школе движений относят естественные самые распространенные и жизненно важные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, то есть упражнения составляющие основу легкой атлетики.
Знакомство любого человека с упражнениями в ходьбе, беге, метании, прыжках происходит в самом раннем возрасте, с ними человек сталкивается на любом возрастном этапе и с их помощью приходится решать самые разнообразные задачи в повседневной жизни.
Известно, что эти естественные движения как средства физического воспитания детей использовались уже в IX веке до нашей эры в Древней Греции. Кроме того, в наши дни на протяжении многих лет входят в программы по физическому воспитанию. В чем же их уникальность?
Во-первых, в оздоровительном влиянии на организм. Основу легкоатлетических упражнений составляют естественные движения, не требующие длительного обучения технике, сравнительная простота оборудования мест занятий создают условия для их использования, в оздоровительных целях начиная с детского возраста.
Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы большинства мышц человеческого тела. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция, увеличивается жизненная емкость легких. Дыхание в покое становится реже и глубже, улучшается газообмен и снабжение организма кислородом. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность.
Улучшается кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы. Проведение занятий на улице способствуют закаливанию организма, и как следствие снижению простудных заболеваний. Поднимается настроение, повышается умственная и физическая работоспособность.
Легкоатлетические упражнения способствуют укреплению мышц ног, живота, спины, плечевого пояса, укреплению костей. Улучшается подвижность в суставах, достигается прочность сухожилий и связок.
Формирование техники легкоатлетических упражнений взаимосвязано с решением задач по обучению правильному дыханию и совершенствованию дыхательного аппарата при выполнении упражнений. Овладение разновидностями ходьбы и бега связано с формированием умений поддерживать правильное положения тела при беге и ходьбе.
Во-вторых, в процессе обучения двигательным действиям учащиеся приобретают специальные знания, касающиеся техники упражнений, деятельности отдельных функций организма, работы и отдыха, гигиенических правил самостоятельных занятий, самоконтроля.
Кроме этого решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Л.Д. Глазырина утверждает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для освоения разнообразных движений, в том числе и легкоатлетических упражнений. В данном возрасте закладываются основы исполнительской культуры каждого элемента и целостного двигательного действия, приобретения красивой походки, осанки, легкость, ритмичность, плавность и мягкость движений.
Приемы по развитию творческих способностей детей
Творчество проявляется и в быту – в играх детей, в оборудовании интерьера квартиры, в выращивании цветов, в хобби – коллекционировании, туризме, вязании, вышивке, в составлении букетов. Увлечения всегда имеют шкалу творчества: его может быть совсем немного, но творческий элемент хобби может возвыси ...
Замечания Локка о принципах обучения
Что касается принципов обучения, то здесь Локк вполне совпадает с мыслями предшествующих педагогических мыслителей: Монтэня, Комен-скаго и янсенистов 2). Так как, по Локку, основным мотивом человеческой деятельности, вообще, служит стремление к счастью, к приятному, то с этим мотивом надо связать и ...
Понятие адаптации и дезадаптации
Адаптированность можно определить как уровень приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность ил неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Как указывают иссле ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.