Педагогика » Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство » Структура творческого процесса

Структура творческого процесса

Еще в начале нашего столетия отдельные учены (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. В частности. Энгельмейер П.К. в своей основные стадии:

первая - возникновение идеи (акт творчества);

вторая — выработка схемы (акт науки);

третья - разработка деталей (акт ремесла).

по моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Чем сильна промышленность Японии? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии - в подборе режимов и методов формообразования деталей, е оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.

Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими, как считает столяров Ю.С. К этим этапам относятся:

постановка посильной задачи;

теоретическая подготовка к выполнению задачи;

поиск конкретного решения задачи;

материальное осуществление теоретического замысла.

Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки

результатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемы: этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям.

Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.

По-моему, наиболее удачно решает эту проблему Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:

1. воспроизводящая деятельность;

2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

3. творческая деятельность.

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе.

Лнтипова Л.Г. определяет следующие мотивы:

1. мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

2. мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

3. познавательный интерес (любознательность);

4. мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);

5. мотив влияния уважаемого человека;

6. мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей);

Похожие публикации:

Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...

Практические рекомендации педагогам по использованию хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Дошкольники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать же ...

Задачи и содержание социально личностного развития
Социальное развитие ребёнка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребёнка и его отношений с взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: - формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослым ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru