Еще в начале нашего столетия отдельные учены (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. В частности. Энгельмейер П.К. в своей основные стадии:
первая - возникновение идеи (акт творчества);
вторая — выработка схемы (акт науки);
третья - разработка деталей (акт ремесла).
по моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Чем сильна промышленность Японии? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии - в подборе режимов и методов формообразования деталей, е оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.
Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими, как считает столяров Ю.С. К этим этапам относятся:
постановка посильной задачи;
теоретическая подготовка к выполнению задачи;
поиск конкретного решения задачи;
материальное осуществление теоретического замысла.
Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки
результатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемы: этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям.
Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.
По-моему, наиболее удачно решает эту проблему Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:
1. воспроизводящая деятельность;
2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;
3. творческая деятельность.
Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе.
Лнтипова Л.Г. определяет следующие мотивы:
1. мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);
2. мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);
3. познавательный интерес (любознательность);
4. мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);
5. мотив влияния уважаемого человека;
6. мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей);
Функции ролевых игр
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства во ...
Ролевая игра и ее особенности
Игры как особый самодостаточный вид человеческой деятельности сравнительно недавно начали интересовать философов. Например, И. Кант видел в игре лишь средство педагогического воспитания и обучения детей, а З. Фрейд даже полагал, что игра прекращается с взрослением человека. Представление об игре ка ...
Значение в жизни умственнаго образования, по Локку
Уже из предыдущаго видно, какое место в жизни и отсюда в подготовке к ней может занимать умственное образование. Правда, в обсуждении разумом благ возможны ошибки и вследствие умственных недостатков: недостаточнаго внимания, умственной небрежности, лени и ограниченности знаний. Но в основе и этих н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.