Педагогика » Профессиональная подготовка спортивного педагога » Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

Страница 4

Коммуникативная (передача информации);

Экспрессивная (эмоциональное заражение);

Воспитательная;

Побуждающая и стимулирующая;

Управляющая;

Оценивающая и контрольная;

Синдикативная (сплочение коллектива);

Самоподачи, самопрезентации;

Удовлетворение потребности в общении и др.

Коммуникативный компонент имеет большое значение в эффективности тренерской деятельности. Коммуникативные умения развиваются в школе, ДЮСШ, вузе, т.е. задолго до начала практической деятельности.

Дополнительными компонентами в работе спортивного педагога являются творческо-исследовательская деятельность и двигательный компонент.

Творческо-исследовательская деятельность спортивного педагога предусматривает работу с научной литературой, поиск новых средств и методов тренировки и применение их в подготовке спортсменов. Сама специфика деятельности спортивного педагога требует наличия в ней творческо-исследовательского компонента. Только при постоянной работе над собой и поиске нового, тренер может добиться успеха в своей работе. В состав основных исследовательских умений входят:

1) умение делать анализ тренировочного занятия, выступления на соревнованиях;

2) умение работать с научной литературой, находить новое в подготовке спортсменов и применять на практике;

3) умение планировать, проводить эксперименты и делать выводы. Привитие навыков к исследовательской работе будущих тренеров осуществляется в течение всего периода обучения в вузе и способствует этому активная работа в студенческих научных кружках.

Двигательный компонент - это специфический вид деятельности тренера. Двигательная педагогическая функция рассматривается, как комплекс специфических профессионально значимых для спортивного педагога знаний, умений и навыков по реализации моторного (двигательного) потенциала учащегося.

Он включает в себя:

обучение спортивным действиям (показ техники выполнения);

оказание помощи, страховки, проводки;

умение найти правильно свое местонахождение при обучении.

Все вышеперечисленные компоненты деятельности находятся в тесной связи друг с другом и постоянно совершенствуются в процессе самостоятельной работы спортивного педагога при наличии к этому мотивации. Специфика вида спорта требует различной значимости проявления способностей в структуре деятельности спортивного педагога.

В настоящее время большое значение для успешности профессиональной деятельности имеет психологическая компетентность. Рассматривая, знания и умения, составляющие психологическую компетентность, следует отметить, что мнения авторов расходятся.

К примеру, Б.П. Яковлев (2000) основными считает психологические знания и умения, способствующие развитию профессионально-важных качеств, личностных особенностей, воспитанию мотивации спортсменов, их самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.

Е.Н. Гогунов (2005) в статье "Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту" представил границы моделируемого пространства профессионально-психологической компетентности в виде трехмодульной композиции требований к знаниям, умениям и личностно-деятельностным качествам.

Г.Д. Бабушкин (2006) также обозначил требования к знаниям и умениям, входящим в психологическую компетентность на теоретическом, практическом и личностном уровнях.

Обобщая вышеизложенное необходимо отметить, что в профессиональной деятельности спортивного педагога психологическая компетентность имеет большое значение. Психологическую компетентность следует рассматривать в структуре профессиональной деятельности.

Анализ научно - методической литературы по проблеме психологической компетентности в сфере профессиональной деятельности, позволяет сделать следующие заключения:

Авторами детально рассмотрена и изучена деятельность спортивных педагогов: дано определение деятельности, рассмотрена структура, обозначены особенности профессиональной деятельности спортивных педагогов.

Особое внимание в психологических исследованиях уделено вопросам профессиональной компетентности, т.к. именно она определяет успешность профессиональной деятельности. Однозначно, что предпосылкой для развития профессиональной компетентности является склонность к деятельности и профессиональный интерес. Профессиональная компетентность состоит из разных видов компетентностей (психологической, исследовательской, коммуникативной, методической, управленческой, конфликтной и др.). Однако в научно-методической литературе не в полной мере представлена проблема значимости психологического компонента профессиональной подготовленности и недостаточно раскрыто содержание названного компонента в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru