Коммуникативная (передача информации);
Экспрессивная (эмоциональное заражение);
Воспитательная;
Побуждающая и стимулирующая;
Управляющая;
Оценивающая и контрольная;
Синдикативная (сплочение коллектива);
Самоподачи, самопрезентации;
Удовлетворение потребности в общении и др.
Коммуникативный компонент имеет большое значение в эффективности тренерской деятельности. Коммуникативные умения развиваются в школе, ДЮСШ, вузе, т.е. задолго до начала практической деятельности.
Дополнительными компонентами в работе спортивного педагога являются творческо-исследовательская деятельность и двигательный компонент.
Творческо-исследовательская деятельность спортивного педагога предусматривает работу с научной литературой, поиск новых средств и методов тренировки и применение их в подготовке спортсменов. Сама специфика деятельности спортивного педагога требует наличия в ней творческо-исследовательского компонента. Только при постоянной работе над собой и поиске нового, тренер может добиться успеха в своей работе. В состав основных исследовательских умений входят:
1) умение делать анализ тренировочного занятия, выступления на соревнованиях;
2) умение работать с научной литературой, находить новое в подготовке спортсменов и применять на практике;
3) умение планировать, проводить эксперименты и делать выводы. Привитие навыков к исследовательской работе будущих тренеров осуществляется в течение всего периода обучения в вузе и способствует этому активная работа в студенческих научных кружках.
Двигательный компонент - это специфический вид деятельности тренера. Двигательная педагогическая функция рассматривается, как комплекс специфических профессионально значимых для спортивного педагога знаний, умений и навыков по реализации моторного (двигательного) потенциала учащегося.
Он включает в себя:
обучение спортивным действиям (показ техники выполнения);
оказание помощи, страховки, проводки;
умение найти правильно свое местонахождение при обучении.
Все вышеперечисленные компоненты деятельности находятся в тесной связи друг с другом и постоянно совершенствуются в процессе самостоятельной работы спортивного педагога при наличии к этому мотивации. Специфика вида спорта требует различной значимости проявления способностей в структуре деятельности спортивного педагога.
В настоящее время большое значение для успешности профессиональной деятельности имеет психологическая компетентность. Рассматривая, знания и умения, составляющие психологическую компетентность, следует отметить, что мнения авторов расходятся.
К примеру, Б.П. Яковлев (2000) основными считает психологические знания и умения, способствующие развитию профессионально-важных качеств, личностных особенностей, воспитанию мотивации спортсменов, их самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.
Е.Н. Гогунов (2005) в статье "Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту" представил границы моделируемого пространства профессионально-психологической компетентности в виде трехмодульной композиции требований к знаниям, умениям и личностно-деятельностным качествам.
Г.Д. Бабушкин (2006) также обозначил требования к знаниям и умениям, входящим в психологическую компетентность на теоретическом, практическом и личностном уровнях.
Обобщая вышеизложенное необходимо отметить, что в профессиональной деятельности спортивного педагога психологическая компетентность имеет большое значение. Психологическую компетентность следует рассматривать в структуре профессиональной деятельности.
Анализ научно - методической литературы по проблеме психологической компетентности в сфере профессиональной деятельности, позволяет сделать следующие заключения:
Авторами детально рассмотрена и изучена деятельность спортивных педагогов: дано определение деятельности, рассмотрена структура, обозначены особенности профессиональной деятельности спортивных педагогов.
Особое внимание в психологических исследованиях уделено вопросам профессиональной компетентности, т.к. именно она определяет успешность профессиональной деятельности. Однозначно, что предпосылкой для развития профессиональной компетентности является склонность к деятельности и профессиональный интерес. Профессиональная компетентность состоит из разных видов компетентностей (психологической, исследовательской, коммуникативной, методической, управленческой, конфликтной и др.). Однако в научно-методической литературе не в полной мере представлена проблема значимости психологического компонента профессиональной подготовленности и недостаточно раскрыто содержание названного компонента в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. В про ...
Демонстрация наглядных пособий при изучении темы "Современные
средства связи и оргтехника"
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...
Практика обучения лексике у студентов языковых специальностей
Согласно некоторым исследователям, в ходе обучения лексике студент идет по пути использования различных стратегий и процессов, которые можно разделить на пять этапов, или шагов, состоящих в следующем: 1) иметь источники для нахождения новых слов, 2) добиться четкого образа (визуального или аудитивн ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.