Педагогика » Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения » Новые подходы к адаптации детей

Новые подходы к адаптации детей

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приёмы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Одна из таких методик – «песочная терапия».

Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея «терапии песком» была предложена ещё швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.

Что нужно для игры песок? Прежде всего необходима песочница. Она может быть любой формы, но предпочтительно квадратной или круглой формы: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо. Песок используется чистый, посеянный. Очень хорошо использовать два ящика – для сухого и влажного песка, если нет, то можно взять ёмкость с водой для смачивания песка.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка.

Все игры с песком можно разделить по трём направлениям:

Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка);

Познавательные (с их помощью познаётся многогранность нашего мира);

Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка).

На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния:

Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем оставляет отпечатки своих рук на песке, прислушиваясь к своим ощущениям.

Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство – ёжик, солнышко и др.)

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – едет машина, ползёт змейка); то же, поставив ладонь ребром;

«пройтись» поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки;

Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?)

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, развивается речь, внимание и память ребёнка. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение «решать» проблемы в игре. Применение «песочной терапии» делает течение адаптации более лёгкой.

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

Похожие публикации:

Понятие лексического навыка
Овладение лексикой в условиях обучения иностранному языку имеет системообразующее значение. Усвоение программного лексического материала может проводиться в соответствии с принципом лексического опережения в обучении иностранным языкам. Указанный принцип предполагает, что при обучении аспектам язык ...

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до с ...

Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей ра ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru