Педагогика » Профессиональная подготовка спортивного педагога » Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

Страница 3

Конструктивный и гностический компоненты - основание для последующей работы. Однако, конструктивная деятельность приносит плоды лишь в том случае, если она сочетается с организаторской. Как бы хорошо не был отобран материал и как бы интересно он не был построен, педагог не будет иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность занимающихся и свою собственную на занятии и вне его. Каждое целесообразное педагогическое действие, в конечном счете, представляет собой какой-либо организаторский акт.

Организаторский компонент является одним из ведущих в спортивной деятельности и включает в себя реализацию своих планов на практике и в корректировании ее, т.е. носит как исполнительный характер, так и творческий. Это практическая деятельность, требующая знаний, умений и навыков в своей работе. Она предусматривает следующее: организацию содержания тренировочного процесса, организацию речевой деятельности в процессе тренировки; постановке конкретных задач перед занимающимися, раскрытии смысла их решения, показе, объяснении, оказании помощи, организацию поведения тренера в подготовке мест занятий, в регулировании нагрузки, в дисциплинарных воздействиях; организацию деятельности спортсменов при разучивании и выполнении спортивных действий; организацию сплоченного спортивного коллектива; пропаганду своего вида спорта и создание спортивной базы.

В практике работы тренера большое значение имеют следующие основные организаторские умения:

организовать тренировочные занятия, соревнования, процесс обучения;

организовать взаимодействие занимающихся;

организовать собственную деятельность;

организовать коллектив и управлять им;

создать благоприятный психологический климат.

Обладая высокоразвитыми умениями, спортивный педагог сможет с успехом реализовать свои планы на практике. Организаторские умения формируются на учебной практике, при прохождении спортивных дисциплин в вузе. Совершенствуется на производственной практике, и находят свое дальнейшее развитие в период самостоятельной работы в качестве тренера.

Конструктивная и организаторская деятельность могут быть успешными только в том случае, если тренер умеет устанавливать правильные взаимоотношения с занимающимися, руководством, коллегами и т.д.

На современном этапе возрастает роль коммуникативного компонента в структуре педагогической деятельности.

Коммуникативный компонент деятельности состоит в умении строить деловые взаимоотношения с занимающимися, коллегами и руководством в процессе своей деятельности. Он проявляется: в форме общения со спортсменами, их родителями и руководителями; в тоне обращения; в интенсивности обращения; в мотивах общения. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов, а также эффективность общения с точки зрения решения педагогических задач.

Коммуникативная деятельность, как и организаторская, является практической деятельностью и зависит от гностической.

Н.Ю. Ражина (2006) в своих исследованиях пишет, что коммуникативная компетентность является фактором, обуславливающим успешность профессиональной деятельности. Автор указывает на недостаточную сформированность коммуникативной компетентности студентов.

В состав основных коммуникативных умений входят:

умение устанавливать контакт общения с людьми;

умение предвидеть назревание конфликта и предотвратить его;

умение использовать устную речь при общении в проводимом исследовании указывает, что "в деятельности преподавателя физической культуры большее значение по сравнению с учителями других учебных предметов имеет речевое поведение, что обусловлено спецификой учебно-тренировочного процесса");

умение понимать психическое состояние спортсменов;

умение управлять своим поведением при общении с людьми.

В последнее время все большее распространение получает термин "педагогическое общение". Под ним понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися (в процессе обучения и вне его), направленное на создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности; благоприятного эмоционального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей в обучении. В процессе профессиональной деятельности посредством педагогического общения осуществляется ряд функций:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Литературное творчество
Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние вс ...

Содержание технологического образования школьников
Содержание обучения в образовательной области «Технология» включает в себя следующие составляющие: технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных материалов, текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки матери ...

Барабан
Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru