Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Страница 1

Применение технологии кластери на уроках географии является одним из активизирующих методов обучения.

Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Работа в кластерах основана на собственном опыте учеников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемым учебным предметом географии.

Cluster (англ.) - кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрываться уже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорных конспектов по тексту учебника. Однако это не так. Анализ показывает, что опорный конспект не является кластером. Ученик и учитель совершает следующие операции при составлении опорного конспекта:

читает текст, предназначенный для обработки на уроке;

при чтении этого текста помечает или выделяет узловые положения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;

разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста;

наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги, используя ручку, карандаши или фломастеры.

В принципе возможны и другие методы изготовления опорных конспектов, но они не меняю их сущности - сжато словесно-графически представить необходимую информацию, служить ориентиром, опорой для приобретения и усвоения учащимися определенных знаний.

Теперь рассмотрим методику составления кластера.

Выделяем центр - это наша тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Необходимо проштудировать дополнительную информацию, изучить учебную литературу, можно использовать источники интернет сайтов и. т. д

При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;

после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;

на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это "веточки" кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);

попытаться установить связи между отдельными блоками и /или "веточками" кластера и соединить их стрелками;

на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми "веточками" - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

При подготовке первого кластера ученик должен:

прочитать текст учебника,

по-своему переосмыслить содержание параграфа,

выделить смысловые единицы учебной информации, причем не повторять предложенные в учебнике разбивки на подпункты,

в информационные блоки внести сведения из дополнительного текста,

стрелками обозначить связи между "веточками", относящихся к разным "гроздям".

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Инновационная деятельность учителя
Обращения к проблемам инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данно ...

Урок анализа и синтеза по разделу Древний Восток
Одним из основных типов урока истории является урок анализа и синтеза, на котором осуществляется обобщение, повторение, систематизация и детализация знаний учащихся, полученных ими в результате изучения темы, раздела или курса в целом. На пример обобщающе-повторительного урока, по разделу Древний В ...

Понятие и значение речи
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необхо­димое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь ис­пользуется в процессе совместной трудовой деятельности для со­гласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru