Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Страница 2

Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ученика к собственному выводу, вытекающему из собственной "раскладки" темы.

Методические рекомендации по работе с кластерами.

Советы по работе с "гроздьями":

Необходимо первоначально оценить текст, с которым будет производиться работа. Проанализировать, нужна ли в данном случае разбивка на "грозди"? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Необходимо на втором этапе помочь ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.

Третий этап. Озвучивание. Озвучьте "грозди", написанные заранее на доске. Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Следующим этапом необходимо попросить установить связи между "веточками" вашей "грозди" и объяснить возникшие связи.

Пятый этап. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту "веточку" ярче. Выделять можно цветным карандашом, цветной ручкой, фломастером.

Для составления кластеров ученики используют учебники, глобусы, атласы, контурные карты, журналы, электронные диски, дополнительную литературу, источники Интернет (рисунок 2).

Рисунок 2. Наглядный материал, учебное пособие

В среднем звене работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучивают отдельные "гроздья", отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта.

В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:

ясно и доходчиво объяснять новый учебный материал;

представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения, через призму своих ощущений и своего понимания;

сформулировать собственные выводы и оценочные суждения в данной теме;

подготовить защиту кластера, вести диалог;

уметь выслушать мнение другого ученика по данной теме;

с одноклассниками и учителем корректно обсуждать спорные идеи;

уважительно относиться к иной точке зрения.

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер.

По заранее установленным критериям школьники оценивают работы друг друга. В качестве примерных ориентиров оценивания ответа ученика по кластеру могут быть предложены следующие требования:

полный ответ ученика, сосредоточенный на главном в данной теме;

понятное, доступное изложение вопроса;

соответствующие выводы по излагаемой проблеме, подробный анализ темы;

творческий подход, аккуратность и четкость оформления кластера;

хорошее знание материала, содержательные ответы на дополнительные вопросы;

другие достоинства ответа (речь, доступность, формулирование, комментирование, эмоциональный окрас, оформление и. т. д).

Методическими условиями представления учебной информации в кластерах являются, в частности, такие обстоятельства:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Специфика игры, общие признаки. Разъяснение значения термина «игра беспорядка»
Обращаясь к уже существующим исследованиям игры, мы можем констатировать, что фактически все они посвящены играм детского возраста. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что игры дошкольного и даже младшего школьного возраста хорошо изучены. Что же касается игры в подростковом возрасте, то г ...

Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значитель ...

Обучение. Предметы обучения
Обучению Локк придает мало значения. „Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествамъ" 4) (т.е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать ученаго или учено-образованнаго человека, а только практически-сведущаго, практически ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru