описательный или объяснительный стиль основного текста, представляющий факт-явление или факт-процесс. О "панорамном" характере параграфов красноречиво говорят их названия. Например: "Великие географические открытия и современные исследования", "Материки и океаны. Периоды исследования материков и океанов", "Карты материков и океанов" и т.п.
Кластер позволяет школьникам выделить узловые моменты темы, разделить информационный текст на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстраций, доказательств и т.п.;
оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждений авторов учебника об историческом факте ("Исследование материков и океанов", Содержание темы урока может иметь следующий план:
Исследование материков и океанов
Исследование Материка Азии - Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
Дальнейшие исследования материка Азии - Николай Михайлович Пржевальский
Исследование материка Америки - Александр Гумбольдт
Исследование океанов - Юлий Михайлович Шокальский
Изучение материка Африки - Давид Ливингстон
Продолжение исследований Конго - Генри Стэнли и т.п.).
Содержание может быть изменено и дополнено по усмотрению учителя и учеников.
Кластер помогает школьникам осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения; проследить логику обоснования своего вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие вывода авторов учебника.
многоплановость развития сюжета темы, сложность и разнообразие связей, объединяющих на первый взгляд совершенно разные аспекты прошлого и настоящего (например, "Происхождение океанов" Содержание может выглядеть следующим образом:
Исследования океанов
Континенты и океан
Атмосфера и океан
Ресурсы океана
Морские волны
Морские течения
Приливы и отливы
Вода океана
Экология океана
Океаны и моря на современном этапе).
Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации.
Кластеры могут быть разных форматов как сделанных от руки, так и сделанных в электронной версии (рисунок 3 А. В)
Рисунок 3 А. Электронная версия кластера. Схема
Рисунок 3 В. Электронная версия кластера. Слайд - схема.
Данный вид кластера дополнительно расширяется под несущими стрелками (лучами). Появляются дополнительные надписи - это могут быть определения, характеристика океанов, морей, материков, заливов, островов, рисунки океанов (рисунок 4) и. т.д.
Рисунок 4. Дополнение к кластеру в виде рисунка
Каждый элемент кластера может дополняться дополнительными линиями, таблицами, графами (рисунок 5).
Теоретические основы социально - педагогической деятельности
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века. Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур в общеоб ...
Современное понятие содержания образования, его цели и задачи
Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изуч ...
Содержание и развитие образовательной области "Технология"
Характеристика образовательной области "Технология" Анализ современной среды жизни и деятельности человека показывает, что она носит, преимущественно, искусственный рукотворный характер и может быть названа технологической. Выразителем созидательной деятельности человека стали технологии, ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.