Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Ролевая игра и ее особенности

Ролевая игра и ее особенности

Страница 4

Игровая деятельность может являться игрой для одного человека и не быть ею для другого - например, футбол для любителя и профессионала. Интересным вопросом может являться поиск такой деятельности, которая носила бы игровой характер для всех субъектов; таким образом, в случае ее обнаружения выявилась некоторая "абсолютная игра". Увы, как и большинство игр, ролевые игры "ради игры" имеют свою оборотную сторону - это ролевые игры в психологии, хотя между ними существуют и достаточно серьезные различия, дающий даже повод рассматривать их совершенно различные по сути виды деятельности, хотя и имеющие внешнее сходство. Поскольку ролевые игры психологов возникли существенно раньше "игровых" ролевых игр (соответственно, 20-е и 60-е годы нашего столетия), а ролевые игры детей существовали всегда, имеет смысл рассмотреть их в "хронологическом" порядке.

Детские ролевые игры

Всякая игра, особенно ролевая, включает в себя мнимые элементы "как будто" и является важнейшей активностью человека в течение всей жизни. Один из основоположников ролевых игр в психологии, Дж. Л. Морено не был согласен с З. Фрейдом, что игра прекращается со взрослением. В процессе взросления игра может становиться более осознаваемой и, возможно, контролируемой, однако она никогда не исчезает из жизни человека, пока существуют главная предпосылка к существованию игры - воображение.

Игра детей - это деятельный способ справиться с беспокойством, научиться адаптивному поведению в общественной жизни и символическим образом удовлетворить нужды маленького человека. Это также своеобразный способ получения информации об окружающем мире. Активность фантазии и воображения играет важную роль в расширении словаря детей, в развитии их навыков воображения, в развитии выделения и создании социальных ролей. Психологами замечено, что деятельность воображения и мир фантазий имеют огромный потенциал для обогащения все еще ничтожного детского опыта и для подготовки ребенка к восприятию в дальнейшем гораздо более "скучных" и формальных способов обучения.

Однако, с точки зрения, например, теории социального научения, функция детских ролевых игр несколько отличается. Дети нуждаются в обновлении своего поведенческого репертуара и изменяют свои социальные навыки посредством исследования моделей родителей, наиболее значимых для детей взрослых. Видно, что существует большое количество взглядов на ролевые игры детей, общим в них является главное - ролевая игра ребенка преследует те или иные необходимые для ребенка неигровые цели.

Ролевая игра, по мнению П. Келлермана, обращает на себя внимание тем, что является очень эффективным средством помощи людям в различении их фантазии и реальности, она помогает отличать себя от других. Ролевая игра детей может способствовать формированию единого и устойчивого ощущения собственной личности. Способность взять чужую роль существенна для всех процессов подражания, идентификации, моделирования и ассимиляции. Роль детской игры, по мнению Дж. Л. Морено, очень высока - "не роли происходят из личности, но личность происходит из ролей". По его мнению, сначала игрок ведет себя "как будто", обладает определенными атрибутами роли, а только затем полностью идентифицирует себя с ролью и достигает единого ощущения себя самого, что является еще одним взглядом на объективизацию субъективной действительности игры в ходе игровой деятельности.

Ролевые игры есть жанр игр, в которых игрок берет на себя по собственному выбору роль обитателя некоего иного мира, имеющего достаточно четкие законы, и через своего персонажа в этом мире "живет", то есть совершает действия и получает на них отклик - несмотря на воображаемость мира и персонажа получаемые в ходе игры эмоции носят абсолютно подлинный характер. Таким образом, задача исследования реального мира, свойственная детским и психологическим ролевым играм, не ставится тут по определению самой игры. Выдуманный мир, наоборот, предназначен для того, чтобы обеспечить осмысленность существования любого персонажа. Соответственно, и отыгрываемая деятельность вымышленного персонажа внешне имеет мало общего с обычными действиями человека, причем выдуманный мир должен давать в идеале возможность реализации как можно более разнообразных линий поведения различной нравственной направленности.

В идее о мире как средстве реализации различных линий поведения персонажа лежит отличие ролевых игр от, например, традиционных сказок - персонажи сказок играют абсолютно фиксированные роли, которые настолько незыблемы, что являются почти символами: "герой", "главный злодей", "награда героя", "антигерой". Взаимодействия между персонажами тоже фиксированы, например, "награда героя" (обычно в лице привлекательного существа противоположного пола) никогда не достается "злодею". При этом в сказках игнорируются внутренние переживания персонажа, все они сводятся к наиболее простой биполярной форме - "обрадовался" или "опечалился". Поэтому еще одной предпосылкой возникновения ролевых игр должно было стать появление литературы, которая описывала воображаемый мир, отходящий от такой традиции и допускающий взаимодействия, репрезентирующие реальную жизнь и перерастающие ее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС второго поколения
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования – формирование российской идентичности как важнейшего условия развит ...

Подведение итогов деятельности на уроке
Жюри оглашает количество баллов, набранных командами, объявляет победителя. Учитель подводит итоги игры, благодарит за участие, выставляет оценки. Тема: Изучение образцов пиломатериалов и древесных м ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru