Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Ролевая игра и ее особенности

Ролевая игра и ее особенности

Страница 2

5. В игре изначально присутствует как минимум относительная свобода игры - она следует из необязательного характера игровой деятельности, и заключается в возможности начать и прекратить игру в любой момент.

Предпосылки существования игры

Фантазия субъекта (точнее, индивидуума) является основной предпосылкой к возникновению игры. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии, фантазия - это способность создавать новые образы, а также воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти. Создание новых образов обычно называют творческой или продуктивной фантазией, воспроизведение прежних - репродуктивной. Между ними нет принципиальной разницы, а существует только количественные различия, и они обе участвуют в игровой деятельности. Мир игры является результатом деятельности воображения, которое творит игровые образы. При этом сама игровая деятельность продуцируются образы для фантазии индивидуума. Видно, что роль фантазии в игре носит двоякий характер - являясь основным средством возникновения и отделения игрового мира как противостоящего миру реальному, она стимулируется этим разделением и создает новые образы. Поэтому необходимым началом игры является удвоение реальности - результат деятельности сознания субъекта. Субъект сознательно разделяет свою реальность на два мира - игровой ("выдуманный") и неигровой ("жизненный"). Разделение обычно в полной мере осознается субъектом, в чем и заключается условный характер игровой деятельности. Два мира, на которые разделена вся реальность субъекта, в некоторой степени противостоят друг другу: игра всегда противостоит повседневности, то есть общепринятому, традиционному порядку вещей.

Удвоение мира есть процесс творения новой действительности, а значит, процесс творчества. Творческое начало субъекта является еще одним началом игры: игровая деятельность произошла из творческого приспособления человека к окружающей его действительности. Это дает основание некоторым авторам рассматривать игру как исходный момент любой культуры и отчасти как синоним творчества вообще.

Развитие игры

Первоначально субъект свободен относительно вступлении в игру и выходе из нее в любой момент. Однако в ходе соприкосновения с игровой реальностью игрок может лишиться даже своей свободы участия или неучастия в игре. Гипертрофированный игровой интерес, привязывающее человека к игре, обычно называют азартом, в основном это связывают с так называемым азартным играм.

Результатом азарта является потеря игроком внутренней свободы и чувства условности игровой реальности. Поэтому печальным итогом для игрока, охваченного азартом, является частичная подмена субъективной игровой реальностью, реальности неигровой. Поскольку точной границу между азартом и интересом, вероятно, не существует - они отличаются количественно, но не качественно, то можно предположить, что при возрастании интереса к игре игровая действительность "пытается" занять все большую часть сознания субъекта, ликвидировав для него удвоение реальности, сведя всю реальность к себе самой. Этот процесс поддерживается деятельностью воображения и фантазии субъекта. Хотя фантазия субъекта является необходимым началом любой игры, которая позволяет создать вторую реальность для субъекта, игровой процесс наполняет фантазию новыми игровыми образами, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшему "вживлению" субъекта в игру, и так далее. Не может ли получится в результате такого развития игры так, что этот процесс будет развиваться неограниченно, игровые образы будет играть все большую роль в сознании, и к каким последствиям это приведет для субъекта? Возможно, игровая деятельность, всегда несет в себе скрытую опасность для сознания субъекта.

Таким образом, удвоение реальности приводит к активному противостоянию вновь созданной игровой и существовавшей ранее неигровой составляющих субъективной реальности. Имея изначально абсолютно субъективный характер, в ходе игровой деятельности игра получает статус объективной реальности.

Классификация игр

Несмотря на то, что игра, как и всякое сложное и по сути неопределимое явление, плохо поддается сколько-нибудь определенной классификации, все же существует несколько вариантов деления игр на категории. Взяв за основу классификацию Р. Келиоса , и дополнив ее один пунктом ("игры-задания"), вместо пункта "игр, основанных на доверии", можно получить следующую классификацию игр.

1. Игры чистого шанса.

К ним в основном относятся азартные игры, такие как рулетка. В этих играх человек обычно сражается со слепым роком, с судьбой, не имея возможности влиять на результат игры.

2. Игры-соревнования между игроками или командами игроков - шахматы, футбол.

3. Игры-задания, в которых персонаж должен побороть какие-то трудности, чтобы выполнить некую миссию - логические головоломки, компьютерные аркадные игры, поднятие тяжестей и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражне ...

Исследование особенностей адаптации младших школьников
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. Красноярска было проведено психологическое исследован ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru