Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Ролевая игра и ее особенности

Ролевая игра и ее особенности

Страница 2

5. В игре изначально присутствует как минимум относительная свобода игры - она следует из необязательного характера игровой деятельности, и заключается в возможности начать и прекратить игру в любой момент.

Предпосылки существования игры

Фантазия субъекта (точнее, индивидуума) является основной предпосылкой к возникновению игры. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии, фантазия - это способность создавать новые образы, а также воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти. Создание новых образов обычно называют творческой или продуктивной фантазией, воспроизведение прежних - репродуктивной. Между ними нет принципиальной разницы, а существует только количественные различия, и они обе участвуют в игровой деятельности. Мир игры является результатом деятельности воображения, которое творит игровые образы. При этом сама игровая деятельность продуцируются образы для фантазии индивидуума. Видно, что роль фантазии в игре носит двоякий характер - являясь основным средством возникновения и отделения игрового мира как противостоящего миру реальному, она стимулируется этим разделением и создает новые образы. Поэтому необходимым началом игры является удвоение реальности - результат деятельности сознания субъекта. Субъект сознательно разделяет свою реальность на два мира - игровой ("выдуманный") и неигровой ("жизненный"). Разделение обычно в полной мере осознается субъектом, в чем и заключается условный характер игровой деятельности. Два мира, на которые разделена вся реальность субъекта, в некоторой степени противостоят друг другу: игра всегда противостоит повседневности, то есть общепринятому, традиционному порядку вещей.

Удвоение мира есть процесс творения новой действительности, а значит, процесс творчества. Творческое начало субъекта является еще одним началом игры: игровая деятельность произошла из творческого приспособления человека к окружающей его действительности. Это дает основание некоторым авторам рассматривать игру как исходный момент любой культуры и отчасти как синоним творчества вообще.

Развитие игры

Первоначально субъект свободен относительно вступлении в игру и выходе из нее в любой момент. Однако в ходе соприкосновения с игровой реальностью игрок может лишиться даже своей свободы участия или неучастия в игре. Гипертрофированный игровой интерес, привязывающее человека к игре, обычно называют азартом, в основном это связывают с так называемым азартным играм.

Результатом азарта является потеря игроком внутренней свободы и чувства условности игровой реальности. Поэтому печальным итогом для игрока, охваченного азартом, является частичная подмена субъективной игровой реальностью, реальности неигровой. Поскольку точной границу между азартом и интересом, вероятно, не существует - они отличаются количественно, но не качественно, то можно предположить, что при возрастании интереса к игре игровая действительность "пытается" занять все большую часть сознания субъекта, ликвидировав для него удвоение реальности, сведя всю реальность к себе самой. Этот процесс поддерживается деятельностью воображения и фантазии субъекта. Хотя фантазия субъекта является необходимым началом любой игры, которая позволяет создать вторую реальность для субъекта, игровой процесс наполняет фантазию новыми игровыми образами, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшему "вживлению" субъекта в игру, и так далее. Не может ли получится в результате такого развития игры так, что этот процесс будет развиваться неограниченно, игровые образы будет играть все большую роль в сознании, и к каким последствиям это приведет для субъекта? Возможно, игровая деятельность, всегда несет в себе скрытую опасность для сознания субъекта.

Таким образом, удвоение реальности приводит к активному противостоянию вновь созданной игровой и существовавшей ранее неигровой составляющих субъективной реальности. Имея изначально абсолютно субъективный характер, в ходе игровой деятельности игра получает статус объективной реальности.

Классификация игр

Несмотря на то, что игра, как и всякое сложное и по сути неопределимое явление, плохо поддается сколько-нибудь определенной классификации, все же существует несколько вариантов деления игр на категории. Взяв за основу классификацию Р. Келиоса , и дополнив ее один пунктом ("игры-задания"), вместо пункта "игр, основанных на доверии", можно получить следующую классификацию игр.

1. Игры чистого шанса.

К ним в основном относятся азартные игры, такие как рулетка. В этих играх человек обычно сражается со слепым роком, с судьбой, не имея возможности влиять на результат игры.

2. Игры-соревнования между игроками или командами игроков - шахматы, футбол.

3. Игры-задания, в которых персонаж должен побороть какие-то трудности, чтобы выполнить некую миссию - логические головоломки, компьютерные аркадные игры, поднятие тяжестей и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Методы постановки учебной проблемы
Технология проблемного обучения в начальной школе – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими гото ...

Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми ...

Игра как особый вид деятельности ребенка
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человек ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru