Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей

Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей

Страница 2

Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.

Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.

Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.

Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.

Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.

Демонстрация энтузиазма.

Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Таким образом, видно, что творческая личность обладает определенными характеристиками, а они, в свою очередь, наиболее интенсивно могу развиваться лишь в подлинно творческой деятельности. Этот вывод можно распространить и на педагога, и на педагогическую деятельность.

Существует тест на диагностику способности к решению творческих задач, а также упражнения на развитие данной способности. Полагаем, что они будут полезны и интересны каждому учителю, дадут толчок к формированию творческого мышления, анализу деятельности, рефлексии.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников – полноправный партнер. Взрослый не должен ставить себя над ребенком, а выступать в роли помощника, соавтора, руководствуясь девизом: «Не надо, не рядом, а вместе!» Поэтому одним из важных требований ко взрослому является его желание и направленность на субъект – субъектные отношения с ребенком. В такой совместной деятельности взрослый демонстрирует разнообразные творческие способы работы, а также организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Учитель обязан признавать за ребенком способность собственными силами решать проблемные ситуации. На наш взгляд, было бы лучше, чтобы взрослый стал для ребенка не столько умным и умелым старшим другом, сколько творческим участником творческой деятельности, каждый раз по-новому выполняющим те или иные знакомые задания, находящим новые, интересные решения и вместе с ребенком воплощающий их в разнообразных материалах. Психология ребенка требует, чтобы взрослый вместе с ним раскрывал какие-либо неожиданные стороны окружающего мира. Тогда дети начинают понимать, что окружающий мир бесконечно богат и возможно его осмысление с различных позиций.

Таким образом, у взрослого работающего со школьниками хотелось бы видеть такие качества как, творческий взгляд на мир, умение увидеть в привычных предметах и явлениях нечто новое, удивительное, смелость к принятию оригинальных решений. Кроме того, важным качеством учителя является его способность непосредственно выражать свои чувства и эмоции, быть с ним на равных. В такой концепции взрослый уважает в ребенке личность, признает за ним право принимать самостоятельные решения.

В педагогике творчества не может быть готовых рецептов и приемов. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на развитие личности ребенка и на совершенствование личности взрослого. Педагог организует занятие сродни режиссеру-постановщику. Однако, задача его сложнее. Дети не актеры, заучившие роли и играющие в соответствии со сценарием режиссера. Педагог должен планировать свою деятельность, заранее продумывания узловые моменты предстоящего занятия, его драматургию (завязку, постановку проблемы и ее совместное решение, организацию процессов восприятия и продуктивного творчества, кульминацию, развязку и т. п.). Однако при всем прогнозировании остается непредсказуемым процесс общения учителя и учащихся. Взрослому, работающему с детьми необходимо развивать способность к импровизации, игре. Играющий взрослый скорее найдет взаимопонимание с ребенком, поймет его потребности и интересы.

Идя от ребенка в выборе методов воздействия, учителю необходимо во время урока чутко реагировать на детские высказывания, регулировать эмоциональную атмосферу, вовремя поощрить, похвалить ребенка за успех или пошутить.

И еще несколько важных моментов. В своей педагогической деятельности учителю необходимо расширять кругозор. Для серьезной работы недостаточно знать учебники и прилежно изучать методику. Желательно еще собирать «папки» по интересующим темам, делать записи по разнообразным педагогическим проблемам, обсуждать свои и чужые идеи в кругу единомышленников и на этом основании создавать новые методы и приемы, совершенствовать свою работу. Рекомендуется брать все полезное для себя из других областей знаний и не ограничиваться этим.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
Важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Пробле ...

Разум, как должный руководитель нашей деятельности
Основным мотивом человеческой деятельности, по мысли Локка, является стремление к счастыо. Под счастьем, в широком смысле, понимаются вообще наслаждения, доставляемыя нам. вещами; под несчастьем же р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru