Педагогика » Нравственное воспитание » Критерии сформированности мировоззрения учащихся

Критерии сформированности мировоззрения учащихся

Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке ; уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:

знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;

проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.

Таким образом, исходя из рассмотренной литературы по данной тематике, мы можем выделить следующие цели и задачи воспитания.

Цели воспитания.

Цели- это исходный компонент деятельности. Цель придает смысл активности человека, обогащает содержание жизни. Бесцельная деятельность бессмысленна.

Цели воспитания бывают общие и частные.

Общая цель воспитания- это предвидение конечного результата воспитательного процесса, то, к чему стремится общество в области воспитания подрастающего поколения на данном этапе его развития. Достижение общей цели воспитания требует длительных усилий и времени, поэтому ее можно назвать и дальней целью.

Частные цели воспитания подчинены общей и вытекают из нее. Это воспитания учащихся конкретного возраста, конкретного коллектива класса, это и цели индивидуального воспитания.

Задачи воспитания.

Задачи - это этапы, ориентиры в достижении цели.

Задачи воспитания бывают:

1)воспитание гражданина своей Родины

2)формирование духовности личности

3)воспитание экономического мышления, труженика, которое можно рассматривать как формирование уважения к труду, социально-психологическую готовность его выполнять, соответствующие проффесиональные знания и умения

4)воспитание психофизического здоровья

5) гуманизация отношений человека и природы

6)воспитание индивидуальности и коллективности в личности

Воспитание в его широком понимании, как уже отмечалось, не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспитательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, содержание этих отношений, а также теоретические и методические основы их формирования в системе осуществляемой в школе учебно-воспитательной работы.

Похожие публикации:

Пути повышения профессионализма
В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект). Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функ ...

Значение в жизни умственнаго образования, по Локку
Уже из предыдущаго видно, какое место в жизни и отсюда в подготовке к ней может занимать умственное образование. Правда, в обсуждении разумом благ возможны ошибки и вследствие умственных недостатков: недостаточнаго внимания, умственной небрежности, лени и ограниченности знаний. Но в основе и этих н ...

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru