Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке ; уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:
знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения;
устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;
проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.
Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.
Таким образом, исходя из рассмотренной литературы по данной тематике, мы можем выделить следующие цели и задачи воспитания.
Цели воспитания.
Цели- это исходный компонент деятельности. Цель придает смысл активности человека, обогащает содержание жизни. Бесцельная деятельность бессмысленна.
Цели воспитания бывают общие и частные.
Общая цель воспитания- это предвидение конечного результата воспитательного процесса, то, к чему стремится общество в области воспитания подрастающего поколения на данном этапе его развития. Достижение общей цели воспитания требует длительных усилий и времени, поэтому ее можно назвать и дальней целью.
Частные цели воспитания подчинены общей и вытекают из нее. Это воспитания учащихся конкретного возраста, конкретного коллектива класса, это и цели индивидуального воспитания.
Задачи воспитания.
Задачи - это этапы, ориентиры в достижении цели.
Задачи воспитания бывают:
1)воспитание гражданина своей Родины
2)формирование духовности личности
3)воспитание экономического мышления, труженика, которое можно рассматривать как формирование уважения к труду, социально-психологическую готовность его выполнять, соответствующие проффесиональные знания и умения
4)воспитание психофизического здоровья
5) гуманизация отношений человека и природы
6)воспитание индивидуальности и коллективности в личности
Воспитание в его широком понимании, как уже отмечалось, не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспитательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, содержание этих отношений, а также теоретические и методические основы их формирования в системе осуществляемой в школе учебно-воспитательной работы.
Систематизация знаний, варианты обобщения
В школьной практике обобщение знаний осуществляется при изучении темы параграфа раздела, курса. Лекцию учитель завершает словами: "Обобщим сказанное", или "Закрепим пройденный материал", имея в виду краткое повторение, обобщение. При ответе учащегося, учитель требует подвести ит ...
Формирование
у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных
отношений
Цель этого компонента — обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы ...
Внедрение
проектной деятельности в процесс обучения математики в 9-ом классе
На основе анализа педагогической и методической литературы, опыта преподавания математики в школе нами разработана структура проектной деятельности при изучении математики в 9 классе. ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.