Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Приемы по развитию творческих способностей детей

Приемы по развитию творческих способностей детей

Страница 4

Рифма.

Ребята прочитывают запись, чтобы проверить все ли правильно сказано о загадке. Конечно загадки бывают разных типов, мы для работы выбрали те, которые отвечают выделенным признакам.

На доске появляется рисунок бочки.

Про что будем сочинять загадку? (про бочку)

Можно использовать слово бочка? (нет)

На что, на кого похожа бочка? (На дом, на тыкву, на самовар, на толстую женщину в широком платье).

Из нескольких сравнений мы выбираем «Похожа на толстую женщину в широком платье».

Какое же слово нам подойдет, чтобы заменить предмет? (Выбор делается из слов представленных на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка).

Остановимся на слове толстушка, объясняя, почему другие не подходят или хуже.

Так записывается первая строчка:

Стоит толстушка

Из чего сделана бочка? (Из дерева).

Какой же она формы? Какой у нее живот?

Деревянный живот. (записывается вторая строка загадки).

Для чего нужна бочка? (В бочке засаливают огурцы, помидоры, хранят воду). (В себя воду не берет).

Выбрали: Воду хранит. Читаем получившиеся строки:

Стоит толстушка,

Деревянный живот.

Воду хранит.

Обсуждаем, все ли удачно. Ребята говорят: все правильно, не складно, нет рифмы. Тогда ребята по просьбе учителя подобрали слова, рифмующиеся со словом живот.

Стоит толстушка,

Деревянный живот.

Воду не пьет,

А в себе бережет.

Дети хором прочитывают загадку, еще раз проверяют, получилась ли она, и списывают ее к себе в тетрадь, чтобы загадать ее дома, друзьям. Подобного рода занятия можно проводить коллективно (как в данном случае), по группам и индивидуально, включая элемент соревнования.

Проведенная работа подтолкнула детей к творческому мышлению. Дети сами стали сочинять загадки, а это самое главное. Ведь при этом у них и речь развивается, и больше обращают внимание на художественную литературу.

Каждый из нас, учась в школе, написал много различных сочинений. Можем ли мы, оглядываясь назад, сказать, что эти сочинения сыграли важную роль в нашем речевом развитии, что они помогли накопить опыт в создании тех типов высказываний, которыми мы потом пользовались в реальной речевой практике. Можно ли утверждать, что после каждого сочинения становились более грамотно оформленными, «живыми» наши мысли?

Ведь именно сочинения дают возможность самостоятельно и непринужденно выплескивать на бумагу свои наблюдения, свое понимание окружающей жизни, творить прекрасные образы будущего, мечтать, фантазировать, одним словом, развивать свое творческое мышление.

Границы творчества трудно уловимы, ибо оно может проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством звучании голоса; в уместной шутке, создании юмористической ситуации; в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него; в быстроте соображения при решении задачи; в наблюдательности – способности заметить то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение…

На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в книге: это – наивно-реалистическое восприятие читаемого.

Но возможен и прямо противоположный подход: юный читатель оказывается как бы рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, иногда вводит новые эпизоды; наивно-реалистического подхода уже нет, наоборот, читатель сам распоряжается судьбами героев… Первый случай может быть расценен как эмоционально-творческий, второй – как логический. Из первого вытекает выразительное чтение, драматизация, музыкальная композиция, иллюстрирование, свободный пересказ; второй вариант предполагает составление плана, расстановку и характеристику персонажей, моделирование сюжета, его изменение, введение новых героев, но не исключает и первого набора приемов.

Итак, первый компонент системы – это предпосылки и зародыши творчества, которыми насыщается учебно-познавательный процесс. Малозаметные, трудноуловимые моменты творчества как раз и составляют основу креативности личности; творчество не всегда публично. Человек нуждается в минутах и часах одиночества, ему нужно побыть наедине с самим собой, помечтать, пофантазировать, проникнуться чувством единства с природой, послушать разговоры птиц, цветов и шепот звезд. В системе творческого развития должны быть созданы условия для таких минут и часов.

Школьник не должен чувствовать себя постоянно исполнителем чужой воли, это подавляет творчество. Ученик не должен чувствовать себя «ведомым» в процессе познания. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, - хотя бы в малом.

В учителе, во взрослом, с которым ребенок общается, он видит старшего, опытного, остроумного, образованного, доброго друга, с которым интересно и тепло.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru