Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Развитие способностей в творчестве у младших школьников

Развитие способностей в творчестве у младших школьников

Страница 2

По мере того, как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. Кроме «технических» средств детям необходимо принести в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживить» ими свое творение. Только тогда это будет настоящим творчеством.

Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которую Кармакова Т.А. проводит с детьми на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания.

На каждом уроке чтения рекомендуется проводить «творческие пятиминутки», на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные.

Как положительный фактор хочется отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что рекомендуется поощрять, у детей возросли интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. В этом и заключается наибольшая ценность поэтических занятий учеников Татьяны Афанасьевны.

Особенно хочется сказать о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки – у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше!

В классе можно проводить ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу.

Вот некоторые темы таких занятий:

2 класс:

– Считалки. Сочинение считалок.

– Сочинение сказки по опорным словам

– Сочинение загадки.

3 класс:

– Сочинение-описание «Белый лес пушистый…»

– Рассказ от имени обитателя леса

– Сочинение-рассуждение

4 класс:

– Аннотация к любимой книге

– Сочинение в виде письма к другу (подруге)

– Репортаж в газету

– Личный дневник

Таким образом, в сочинениях находится практический выход, работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров.

В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика – рассказать о каком-то событии по-своему, передав свои настроения, чувства.

На этих занятиях перед учителем стоит еще одна очень важная задача – создание атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Татьяна Афанасьевна не старается критиковать, поправлять их творения, а только хвалит – даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему литературному творчеству.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают и обучаются рациональным приемам применения знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.

Успешное решение поставленной перспективной задачи, с точки зрения, возможно и уже широко осуществляется на практике в условиях образовательной системы «Школа 2100», само название которой говорит о далеко идущих планах ее последователей и сторонников.

Т.Н. Шамова, работая по программе выделила три уровня активности:

1 уровень – воспроизводящая активность, характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.

2 уровень – интерферирующая активность, когда ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

3 уровень – творческий, при котором деятельность школьников характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира
Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на наш взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в ...

Детская одарённость и её проявление
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельнос ...

Воспитание ловкости
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстр ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru