Педагогика » Система профориентационной работы во вспомогательной школе » Особенности склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников

Особенности склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников

Страница 1

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что вспомогательная школа не может выполнить своей основной социальной задачи — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям.

Далеко не все выпускники вспомогательной школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями современного производства. Часть выпускников вспомогательной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся вспомогательных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов — силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

По мере развития и обучения у учащихся вспомогательной школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности умственно отсталых несколько повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.

Имеющиеся исследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся вспомогательной школы в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.

Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7—8-м годах обучения.

В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.). Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика.

Многим ученикам вспомогательной школы старших классов свойственны уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности. Старшеклассники вспомогательной школы адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru