Педагогика » Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками » Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками

Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками

Страница 3

«Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей, – писал В.А. Сухомлинский, – привело меня к выводу, что у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, низкая, неудовлетворительная работа на уроках и дома, второгодничество – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя… С каждым годом нам становится все яснее и яснее зависимость духовной жизни ребенка – интеллектуального развития, мышления, внимания, памяти, устойчивости от игры его физических сил».

На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».

Петр Федорович Каптерев (1849 – 1921) – теоретик и исто­рик воспитания и образования занимает видное место в рус­ской педагогике. Он многое взял из идейного отечественного наследия 1860-х гг. (Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского), за­падных педагогических концепций (Д. Локка, Г. Спенсера, И.Ф. Гербарта).

П.Ф. Каптерев продолжил традицию антропологического обос­нования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и пси­хологии. По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаменталь­ные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблю­дения и рекомендации, которые являются «обобщением лич­ного опыта».

Излюбленная теория Каптерева – о целесообразности отде­ления воспитания и образования от государства, церкви и по­литической борьбы. Ученый отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание и считал, что им должны занимать­ся прежде всего родители. Каптерев отстаивал тезисы народ­ности воспитания на основе гражданского согласия, о взаи­модействии национального и общечеловеческого воспитания; предостерегал от идеологизации педагогики и национализма.

«Универсальные законы воспитания, – писал ученый, – прояв­ляются в отдельно взятой стране», отчего «нелепо говорить о не­мецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практи­ческом осуществлении научных педагогических начал в усло­виях английской и немецкой жизни».

Каптерев поддержал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала. В его тру­дах имеются мысли о необходимости соблюдать принципы воспитывающего обучения, учитывать психологические осо­бенности детей, сочетать гуманитарное и естественнонауч­ное образование в гимназии, налаживать связи в обучении, особенно между «родственными» дисциплинами и др. Для Каптерева было характерно стремление опираться на клас­сификацию наук при построении системы общеобразователь­ных знаний.

Размышляя об учебно-воспитательном процессе, Каптерев пытался раскрыть его психологическую и одновременно соци­альную сущность. Он понимал педагогический процесс как «один поток развития личности», состоящий из саморазвития и самоусовершенствования. При саморазвитии педагог должен помогать воспитаннику, опираясь на знание свойств его орга­низма и развития. Самоусовершенствование – это, прежде все­го, гармоничная социализация воспитанника (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества), развитие всех духовных и фи­зических сил человека.

В отечественной педагогике имеются попытки тем или иным образом сгруппиро­вать причины неуспеваемости. Так, например, А.М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Особенности корейского искусства хандигырим
Центр Корейского бумажного искусства знакомит Россию с уникальным направлением корейского народного искусства, основанного на использовании уникальной бумаги ручного производства. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельност ...

Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля и т. д Увлеченные игрой дети, повторяют о ...

Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна. Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдром ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru