Педагогика » Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками » Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками

Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками

Страница 2

С. Т. Шацкий подходил к проблеме воспитания школьников с позиции активного вмешательства школы в окружающую жизнь, ее изменения в интересах общества. Исходя из общей цели – всестороннего развития личности школьника, С.Т. Шацкий выдвинул и обосновал ближайшие цели школы пе­реходного периода. В работе «Наше педагогическое течение» (1928) он так сформулировал их:

а) Каждая страна ныне ставится в ясную необходимость энер­гичного участия во всемирном объеме: границы и стены стран в сильнейшей степени потрясены, отсюда вытекает необходимость широкого взгляда на вещи, расширение горизонтов, т. е. интер­национальное должно занимать важнейшее место в жизни.

б) Борьба двух политических жизненных систем ставит на очередь их будущее. Капиталистический строй отживает, наступа­ет царство трудящихся. Проблемы нового строя входят в поло­жительные идеалы воспитания. Проблемы коллективизма приоб­ретают доминирующее значение.

в) Переоценка ценностей выдвигает проблемы учета, анализа, организации, экономии сил.

г) Особое значение приобретает реальная действительность, жизненность воспитания. Проблема среды в формировании лич­ности выдвигается на первый план.

д) Истощение всех материальных ресурсов, колоссальное раз­витие массовых потребностей в грядущем строе заставляют осо­бенно думать об активном проявлении сил, о целесообразности их расходования и продуктивности.

е) Сильное влияние техники и связанных с ней научных зна­ний; отсюда ясны общие цели современности – гражданин буду­щего интернационален, коллективист, организатор, реалист, ма­стер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию.

Главная ближайшая цель – организация детской жизни сей­час, в каждый данный момент.

В соответствии с этим выдвигается и метод школьной работы: организованный опыт де­тей (лаборатория), накопленный опыт человечества (готовые зна­ния), их соединение, упражнения, дающие ребенку навыки. Эти идеи могут быть, по мнению Шацкого, осуществлены только мас­совой организацией и в реальной среде.

Разрабатывая принципы эстетического воспитания, Шацкий указывал на ведущую роль в этом процессе освоения детьми искусства эстетических начал в жизни и труде. Пение, музыка, рисование, художественная самодеятельность, в особенности спек­такли, были составной частью учебно-воспитательной работы в руководимых Шацким воспитательных учреждениях.

С.Т. Шацкий считал, что успех воспитания и обучения школь­ников определяется учителем, его духовным обликом, знаниями, мастерством. Важно хорошо готовить учителя к многообразной учебно-воспитательной работе, постоянному повышению его педа­гогической подготовки. Эта работа должна производиться в трех направлениях – научно-исследовательском, курсовом и практи­ческом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) полагал, что процесс воспитания всесторонне развитой личности опреде­ляется богатством идейных, нравственных, интеллектуальных, эстетических отношений в школьном коллективе, составляющих в своем единстве духовную жизнь коллектива.

Подобно тому, как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Особое внимание у В.А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы.

Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, В.А. Сухомлинский установил, в частности, зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей. Этот фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. Сухомлинский перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, по фактически на них не работающих?

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Анализ занятий кружка «Строительство дачи»
Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения математики осуществлялось на базе Покчинской СОШ (Чердынский район) в 9 классе. Был организован кружок из 9 занятий, на которых учащиеся познакомились с проектной деятельностью, разработали свой собственный проект. Кружок посещало 10 у ...

Понятие об истинном и ложном авторитете учителя
Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателя. А.С.Макаренко В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый ...

Компетенция ОПК-5
Компетенция ОПК-5 – это общепрофессиональная компетенция: «готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.». Под компетенцией ОПК-5 понимается: 1. способность создавать мотивацию детей к различным видам их деятельности, включат ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru