Педагогика » Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна » Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Страница 3

Анализируя данную методику, можно отметить следующее:

Никита показал низкий уровень развития по всем наблюдаемым направлениям. Это связано с отсутствием специально-направленного обучения, с отсутствием потребности к самостоятельности.

Миша и Юля показали низкий результат по трем направлениям, но высокий балл по шкале «Коммуникативность». Это связано с особенностями дефекта, наличием гиперактивности у Миши. Эму очень тяжело сосредоточиться на какой-либо деятельности, но он легко вступает в контакт, общается. Даша очень эмоциональна и общительна, но уровень социально-бытовой ориентировки и представлений о себе очень низкий.

Лиза показала более высокий уровень представлений о себе и коммуникативности. Она общительна, поддерживает диалог, показывает части тела на себе и на кукле. Но самообслуживание и социально-бытовое ориентирование находится на среднем уровне.

Даша ориентируется только относительно своего тела, не знает таких частей, как брови, ресницы, спина. Практически не владеет культурно-гигиеническими навыками. Не ориентируется в собственных вещах, мебели, посуде. Девочка легко вступает в контакт, но часто меняется настроение.

Андрей показывает части тела на себе и не кукле, самостоятельно не ест, необходима помощь взрослого, сам не умывается, не ходит не горшок, но активен в играх, рассматривает себя в зеркало, ориентируется в некоторых своих вещах. В контакт с незнакомыми взрослыми не вступает, очень избирателен в общении.

Методика «Социограмма».

Цели:

1. Выявление уровня развития навыков социальной адаптации ребенка с синдромом Дауна.

2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с умственной отсталостью.

Оборудование: бланк карты наблюдений (Приложение II), анкета теста (Приложение I), синий и красный карандаши.

Инструкция для специалиста: Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу, сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.

Рекомендации для специалиста: оценку целесообразно проводить раз в пол года, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.

Благодаря удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровни развития навыков.

Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно.

Таблица 3.

Результаты, полученные при проведении методики «Социограмма» на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Самообслуживание

Социальная приспособленность

1

Никита

34

21

2

Миша

33

19

3

Лиза

37

23

4

Даша

28

21

5

Андрей

31,5

21

6

Юля

28

18

При анализе результатов этой диагностики можно отметить, что высокий балл был получен одним ребенком. Это связано с тем, что с Лизой активно занимались дома. Она овладела навыками самообслуживания и социальной приспособленности: сама ест, одевается и раздевается, ходит на горшок, умывается, реагирует на свое отражение в зеркале, на игры и т.п.

Три ребенка показали средний результат, так как уровень самообслуживания и социальной приспособленности находится на долее низком этапе развития. Так Никита не реагирует на обращенную к нему речь, игры, самостоятельно не ест и не ходит на горшок. Миша очень возбудим и не реагирует на речь взрослого, не принимает задания, отвлекается, не обращает внимания на отражение в зеркале, самостоятельно не умывается, не одевается. Андрей показал невысокий балл по шкале «Самообслуживание»: уровень культурно-гигиенических навыков находится на низком уровне. Он самостоятельно не ест, необходима помощь взрослого, сам не умывается, не ходит не горшок. Но активен в играх, рассматривает себя в зеркало.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности
Методика позволяет оценит уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению. Для проведения обследования необходимы: текст опросника, инструкция испытуемым, регистрационный бланк, «ключи» для обработки результатов. И ...

Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и ...

Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru