На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна.
Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдромом Дауна на основе разработанной коррекционно-развивающей программы.
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности социальной адаптации у детей данной категории на начальном этапе эксперимента;
2. Организовать работу по программе формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна;
2. Провести повторную диагностику;
3. Сделать качественный анализ исследования;
4. С помощью методов математической статистики сделать количественный анализ.
Для исследования социальной адаптации используется ряд методик и специально организованное исследование. Данная система основывалась на поставленных задачах и учете специфики развития данной категории детей.
Практическая работа по изучению и формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна дошкольного возраста проводилась в Комплексном центре социальной помощи населению «Вера» г. Искитима в период с ноября 2007 года по май 2008 года.
Практическое исследование в рамках данной дипломной работы проводилось в группе детей дошкольного возраста 4-5 лет (Табл.1). Здесь были дети с синдромом Дауна, проживающие в семьях и не посещающие дошкольное учреждение. С ними не проводились занятия по социальному развитию.
Практическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. Диагностический или констатирующий.
На этом этапе мы изучили уровень сформированности компонентов социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Нами была сформирована экспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста.
2. Формирующий этап экспериментальной работы.
На этом этапе мы разработали и провели коррекционно-развивающую программу по формированию компонентов социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Контрольный этап экспериментальной работы.
На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной адаптации.
4. Анализ полученных результатов.
На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования.
Таблица 1.
Список детей группы
Список детей |
Диагноз и сопутствующие заболевания |
1. Лиза П. |
с-ом Дауна, удвоение большого пальца правой руки, врожденный порок сердца (ДМЖП), миопия обоих глаз. |
2. Никита Л. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур. |
3. Миша Д. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур., миопия, гиперактивность. |
4. Юля Д. |
с-ом Дауна, гиперметропия, ОНР III ур. |
5.Дарья Г. |
с-ом Дауна, сходящееся косоглазие, ОНР III ур. |
6. Андрей В. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, миопия, ОНР III ур., |
С целью определения задачи и содержание конкретного этапа формирования определенных навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы.
При диагностике уровня развития социальной адаптации детей был использован ряд методик, специально подобранных с учетом нарушений и возможностей детей.
Методика «Карта наблюдений».
В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972).
Цель: определение уровня развития социально-бытовой ориентации, представления о себе, коммуникативности.
Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
● Представления о себе.
● Социально-бытовая ориентация.
– сформированность навыков самообслуживания
– социально-бытовое ориентирование
● Коммуникативность
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.
Металлофон
В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интере ...
Семейные взаимоотношения
и их влияние на становление личности детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...
Сотрудничество специализированных учреждений, семьи
и общественности в социализации детей с нарушениями слуха
Специалисты отмечают, что социализация – это не только овладение культурными нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям социальных ценностей. Пониманиями представителей разных поколений семьи, что такое добро, зло, плохо, хорошо, передаётся детям. Очень часто мат ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.