I – методика «Анкета для определения социально-бытовых навыков»
II – Представления о себе (Методика «Карта наблюдений»)
III – Социально-бытовая ориентировка (Методика «Карта наблюдений»)
IIIa – Самообслуживание (Методика «Карта наблюдений»)
IIIб – Социально-бытовое ориентирование (Методика «Карта наблюдений»)
IV – Коммуникативность (Методика «Карта наблюдений»)
V – Самообслуживание (Методика «Социограмма»)
VI – Социальная приспособленность (Методика «Социограмма»)
Унификация результатов позволила сравнить результаты исследования, наглядно представить на одной координатной плоскости в виде диаграммы.
Рис. 1.Показатели уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна при первичной диагностике.
I
– уровень социальной приспособленности (мет. «Социограмма»)
II
– уровень социально-бытовых навыков (мет. «Анкета для определения социально-бытовых навыков»)
III
– уровень сформированности социальной адаптации (мет. «Карта наблюдений»)
1 – уровень сформированности представлений о себе
2 – уровень социально-бытового ориентирования
3 – уровень коммуникативности
IV
– развитие уровня сформированности самообслуживания (мет. «Социограмма» и мет. «Карта наблюдений»)
V
– уровень развития социальной адаптации в целом
Анализируя результаты проведенной диагностики на формирующем этапе эксперимента можно сделать следующие выводы:
Дети показали высокий результат социальной приспособленности. Но это относится лишь к знакомым людям и обстановке, в которой они чувствуют себя уверенно. При этих условиях они показывают радостное возбуждение, если с ними играют, реагируют на смену тона голоса взрослого, делают попытки подражать в таких играх, как «Ладушки», «Полетели, полетели, на головку сели» и т.д.
Чуть ниже показатели по самообслуживанию. Это относится к бытовой деятельности, так как дети воспитываются дома и не посещают дошкольных учреждений. Следовательно, они могут выполнять самостоятельно такие действия, как держать ложку при еде, пить, ходить в горшок, пытаться мыть руки, делать первые попытки одевания и раздевания.
Основные трудности связаны с перенесением социально-бытовых навыков в игровую ситуацию. Все просьбы воспринимались буквально, применялись только реальные предметы.
При обследовании уровня коммуникативности дети показали хороший результат при общении со взрослыми и отсутствие взаимодействия с другими детьми. Это связано с тем, что в условиях домашнего воспитания у детей нет возможности общения со сверстниками.
Итак, можно представить структуру компонентов социальной адаптации по уровню их сформированности (по принципу убывания).
I
– уровень социальной приспособленности (71,3%);
II – уровень коммуникативности (59%);
III – уровень сформированности самообслуживания (53%);
IV – уровень сформированности представлений о себе (45%);
V – уровень социально-бытового ориентирования (44%);
VI – уровень социально-бытовых навыков (36.7%).
Это связано с тем, что при домашнем воспитании более развита социальная приспособленность. Дети более самостоятельные. У них более сформированы навыки самообслуживания, так как это первые навыки, которым этих детей обучают родители.
Ниже показатели, связанные с социальной сферой. С ними не проводились специальные занятия по социальному развитию. Здесь основная проблема в изолированности детей, отсутствии контактов с другими детьми и взрослыми.
Педагогическая среда
как условие формирования интереса к изобразительному искусству у детей
старшего дошкольного возраста
Значение педагогических условий или, иными словами, педагогической среды в воспитании человека осознавали многие - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока-Росинский и др. В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогик ...
Системный
подход. Основные характеристики
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение ...
Понятие Библии
Вкратце рассмотрев основные направления в изучении педагогических идей Библии, подробнее остановимся на определении понятия Библии. Библия (от греч. biblia, буквально – книги) – собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных древних текстов (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. – 11 в ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.