Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Определение уровня сформированности оценочных умений учащихся

Определение уровня сформированности оценочных умений учащихся

Страница 3

В ходе формирующего эксперимента была определена этапность обучения младших школьников оценочной деятельности:

1 этап – Подготовительный. Ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (определение критериев оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки) со скольки лет можно ездить на поезде

2 этап - Основной. Обучение учащихся оценочной деятельности.

По итогам занятий на подготовительном этапе экспериментального обучения было выявлено, что у многих учащихся отсутствует мотивация к выполнению работы по определению достоинств и недостатков творческой работы, т.к. оценку творческой работы они привыкли соотносить только с отметкой.

Работа на подготовительном этапе, подтвердила необходимость проведения отдельных занятий по оценке творческих работ. Учащиеся не могут сразу оценить все достоинства и недостатки проверяемых текстов. Задания, связанные с оценкой собственных сочинений и изложений будут способствовать повышению мотивации к выполнению данного вида деятельности.

В экспериментальном обучении наиболее эффективными оказались следующие виды работ:

- определение достоинств и недостатков творческих работ в ходе открытого обсуждения и с использованием групповой формы работы с целью постепенного вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся;

- чередование занятий по ознакомлению с разными видами ошибок, допускаемыми в творческих работах, с самостоятельной работой учащихся по их выявлению;

- проведение занятия по формированию оценочных умений младших школьников с использованием индивидуальной формы работы с учащимися, которая позволяет увидеть продвижение в оценочной деятельности каждого учащегося;

- оценивание собственных сочинений и изложений с целью определения путей совершенствования творческой работы.

Контрольный эксперимент показал, что у учащихся ЭК произошли изменения в уровне владения умением оценивать достоинства и недостатки творческой работы. Нулевой уровень с 29% понизился до 0%, низкий уровень остался примерно таким же, а средний уровень вырос с 4,2% до 36,3%. Показатели владения умением оценивать недостатки творческой работы изменились следующим образом: низкий уровень понизился с 70,8% до 54,6%, средний уровень вырос на 11,7%. Один ученик в классе показал высокий уровень владения умением определять недостатки творческой работы.

В ходе контрольного эксперимента было проведено повторное обследование самооценки учащихся умения определять в творческой работе достоинства и недостатки, которое показало, что 10 учащихся (45,45%) повысили собственную самооценку, 11 учеников (50%) оставили её на прежнем уровне и 1 ученик (4,54%) понизил собственную самооценку. Объективно оценили свое умение находить в творческих работах достоинства и недостатки 11 учащихся (50%).

В материалах ФГОС второго поколения важное место занимает оценка достижений планируемых результатов, которая предполагает вовлечение в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся. Оценка, основанная на единой критериальной базе, дает возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствует развитию самосознания и самооценки.

Развитие речи учащихся является приоритетной задачей в ФГОС 1-го и 2-го поколения. Существующая система оценки творческих работ позволяет учителю оценивать данный вид деятельности, но не всегда понятна самим учащимся. Эта система не дает представления о динамике развития у младших школьников умения писать сочинения и изложения. Отсюда возникает необходимость оценивания творческих работ посредством взаимодействия оценочной деятельности учителя и учащихся, путем формирования оценочных умений младших школьников.

При построении методики обучения младших школьников оценочной деятельности учитывались теоретические основы дипломной работы.

1. В настоящее время существуют два направления в оценивании деятельности младших школьников (отметочное и безотметочное). Существующая в настоящее время отметочная система оценивания характеризует параметры оценочной деятельности, но выполняет лишь отдельные функции оценки, являясь инструментом влияния и давления на школьников. Методические подходы к оценке знаний, положенные в основу системы безотметочного обучения, могут стать основой системы формирования оценочных умений младших школьников, объясняя, что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует, какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается, какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления, каковы необходимые педагогические условия эффективности системы оценивания.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...

Ложки
Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Применяют их в оркестрах народных инс ...

Структура педагогического авторитета
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Личностный ко ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru