В ходе формирующего эксперимента была определена этапность обучения младших школьников оценочной деятельности:
1 этап – Подготовительный. Ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (определение критериев оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки) со скольки лет можно ездить на поезде
2 этап - Основной. Обучение учащихся оценочной деятельности.
По итогам занятий на подготовительном этапе экспериментального обучения было выявлено, что у многих учащихся отсутствует мотивация к выполнению работы по определению достоинств и недостатков творческой работы, т.к. оценку творческой работы они привыкли соотносить только с отметкой.
Работа на подготовительном этапе, подтвердила необходимость проведения отдельных занятий по оценке творческих работ. Учащиеся не могут сразу оценить все достоинства и недостатки проверяемых текстов. Задания, связанные с оценкой собственных сочинений и изложений будут способствовать повышению мотивации к выполнению данного вида деятельности.
В экспериментальном обучении наиболее эффективными оказались следующие виды работ:
- определение достоинств и недостатков творческих работ в ходе открытого обсуждения и с использованием групповой формы работы с целью постепенного вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся;
- чередование занятий по ознакомлению с разными видами ошибок, допускаемыми в творческих работах, с самостоятельной работой учащихся по их выявлению;
- проведение занятия по формированию оценочных умений младших школьников с использованием индивидуальной формы работы с учащимися, которая позволяет увидеть продвижение в оценочной деятельности каждого учащегося;
- оценивание собственных сочинений и изложений с целью определения путей совершенствования творческой работы.
Контрольный эксперимент показал, что у учащихся ЭК произошли изменения в уровне владения умением оценивать достоинства и недостатки творческой работы. Нулевой уровень с 29% понизился до 0%, низкий уровень остался примерно таким же, а средний уровень вырос с 4,2% до 36,3%. Показатели владения умением оценивать недостатки творческой работы изменились следующим образом: низкий уровень понизился с 70,8% до 54,6%, средний уровень вырос на 11,7%. Один ученик в классе показал высокий уровень владения умением определять недостатки творческой работы.
В ходе контрольного эксперимента было проведено повторное обследование самооценки учащихся умения определять в творческой работе достоинства и недостатки, которое показало, что 10 учащихся (45,45%) повысили собственную самооценку, 11 учеников (50%) оставили её на прежнем уровне и 1 ученик (4,54%) понизил собственную самооценку. Объективно оценили свое умение находить в творческих работах достоинства и недостатки 11 учащихся (50%).
В материалах ФГОС второго поколения важное место занимает оценка достижений планируемых результатов, которая предполагает вовлечение в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся. Оценка, основанная на единой критериальной базе, дает возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствует развитию самосознания и самооценки.
Развитие речи учащихся является приоритетной задачей в ФГОС 1-го и 2-го поколения. Существующая система оценки творческих работ позволяет учителю оценивать данный вид деятельности, но не всегда понятна самим учащимся. Эта система не дает представления о динамике развития у младших школьников умения писать сочинения и изложения. Отсюда возникает необходимость оценивания творческих работ посредством взаимодействия оценочной деятельности учителя и учащихся, путем формирования оценочных умений младших школьников.
При построении методики обучения младших школьников оценочной деятельности учитывались теоретические основы дипломной работы.
1. В настоящее время существуют два направления в оценивании деятельности младших школьников (отметочное и безотметочное). Существующая в настоящее время отметочная система оценивания характеризует параметры оценочной деятельности, но выполняет лишь отдельные функции оценки, являясь инструментом влияния и давления на школьников. Методические подходы к оценке знаний, положенные в основу системы безотметочного обучения, могут стать основой системы формирования оценочных умений младших школьников, объясняя, что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует, какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается, какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления, каковы необходимые педагогические условия эффективности системы оценивания.
Стратометрическая и параметрическая концепции группообразования
В данном исследовании мы ставим вопрос, может ли игра беспорядка стать причиной образования малой группы (в данном контексте - подростковой группы), детерминировать возникновение малой группы. Или же игры беспорядка никак не соотносятся с механизмами группообразования и не могут оказывать влияния н ...
Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного
поведения
Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может осуществляться только средствами групповых форм. Есть необходимость в реализации индивидуальной работы. Для проведения индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения нами были отобраны разные типы детей - т ...
Классификация стилей воспитания в психологии
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.