Для определения уровня сформированности оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинением и изложением после проведения экспериментального обучения в ходе контрольного эксперимента учащимся 3 «А» (КК) и 3 «Б» (ЭК) на первом уроке было предложено написать подробное изложение текста «Мишки»
Нашли охотники в лесу двух медвежат. Принесли их в избу. Хозяйка сделала две бутылочки с теплым молочком. Мишки спят и молочко из бутылочки посасывают. Так и растут понемногу.
Как-то приехал к хозяевам гость. Вышел во двор погулять. Вдруг перед самым носом кирпич летит с крыши.
Глядит человек на крышу. Сидят два медвежонка и разбирают трубу по кирпичику. Кирпичи спускают по крыше. Ползет кирпич вниз и шуршит. А медвежата слушают. Нравится им это. Такие озорники!
На втором уроке учащимся был предложен этот же текст, написанный учеником третьего класса, в котором были допущены речевые, грамматические, структурно-композиционные ошибки.
Нашли охотники в лесу двух медвежата. Принесли их в избу. Хозяйка сделала две бутылочки с теплым молочком. Медвежата спят и молочко из бутылочки посасывают. Так и растут понемногу. Глядит на крышу. Сидят они и разбирают трубу по кирпичику. Кирпичи спускают по крыше. Ползет кирпич вниз и шуршит. А медвежата слушают. Нравится это медвежатам. Такие озорники!
Как-то приехал к хозяевам гость. Вышел во двор погулять. Вдруг перед самым носом кирпич летит с крыши.
В ходе анализа изложения учащимися были выделены следующие достоинства и недостатки текста (таблицы 8, 9).
Таблица 8. Достоинства текста изложения, выделенные учащимися
|
Классы Достоинства текста |
3 «А» класс (КК) 20 чел. |
3 «Б» класс (ЭК) 22 чел. |
|
Тема раскрыта Главная мысль выражена |
20 чел. (90,9%) 20 чел. (90,9%) | |
|
Предложения связаны между собой |
1чел.(5%) |
16 чел. (72,7%) |
|
Содержание авторского текста передано без искажений |
14 чел. (63,6%) | |
|
Удачные части вводная заключительная |
1 чел. (4,5%) 3 чел. (13,6%) | |
|
В тексте использованы точные слова и выражения |
10 чел. (50%) |
5 чел. (22,7%) |
Таблица 9. Недостатки, выявленные учащимися 3 классов в тексте изложения
|
Ошибки |
Пример |
3 «А» класс (20 чел). |
3 «Б» класс (21 чел). |
|
Структурно- композиционные ошибки | |||
|
Тема раскрыта не полностью Главная мысль не выражена Содержание изложено не последовательно Предложения не связаны между собой |
Вторая и третья части перепутаны |
6 чел. (30%) |
1 чел. (4,76%) 1 чел. (4,76%) 19 чел.(90,4%) 5 чел.(23,8%) |
|
Не выделена вторая часть текста Неудачная вводная и заключительная части |
3 чел. (15%) |
21 чел.(100%) 13 чел.(61,9%) | |
|
Грамматические ошибки. | |||
|
В построении словосочетания |
Нашли охотники в лесу двух медвежата. |
17 чел. (77,2%) |
14 чел. (66,6%) |
|
Речевые недочеты | |||
|
Повторение одного и того же слова. |
А медвежата слушают. Нравится это медвежатам. кирпичи |
1 чел. (5%) |
14 чел.(66,6%) |
|
Пропуск слов |
Глядит на крышу |
6 чел. (30%) |
12 чел.(54,1%) |
|
Речевые ошибки | |||
|
Неправильно употреблено местоимение |
Сидят они и разбирают трубу по кирпичику |
2 чел. (10%) |
12 чел. (54,1%) |
|
Неудачное употребление слова |
посасывают |
4 чел. (20%) | |
Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...
Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного подхода на
уроках математики
Опытно-экспериментальная работа проводилась во втором классе с детьми 8-9 лет, на примере конкретной темы НКМ: «Сложение и вычитание в пределах 100». Перед организацией опытно-экспериментальной работы с учителем данного класса мы провели беседу с целью выяснения особенностей учащихся. По итогам бес ...
Факторы и приёмы, побуждающие учащихся к активности
при внедрении технологии кластери
Образовательные технологии - явление многомерное, в теории и практике образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Но каждый учитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. В зависимости от целей и задач, которые преследу ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.