Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением

Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением

Страница 1

В устной и письменной речи учащихся встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». У нас всегда онлайн юрист адвокат семь дней в неделю круглосуточно!

С.Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества».

По мнению Т.А. Ладыженской, «весь языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение норм литературного языка»… « Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т.е. богатой, точной и выразительной».

В методических работах М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик представлены различные классификации речевых ошибок

Наиболее удобной для решения задач исследования является классификация ошибок М.С. Соловейчик.

М.С. Соловейчик выделяет два вида отклонений в речи учащихся:

- нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой системы);

- нарушение речевой правильности (отклонение от требований контекста).

Автор выделяет две группы речевых ошибок: 1ая группа – ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц – слов, форм, словосочетаний, предложений. В классификации эти ошибки называются грамматическими. 2-ая группа – недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике обучения языковыми средствами. Эта группа погрешностей называется речевыми недочетами.

1. Грамматические ошибки:

- ошибки в образовании слова (ошибки в корне слова: ложит, подокольник, спотыкнулся; ошибки в приставке: заместо, вшел; ошибки в суффиксе: осиновик (лес), собакина; смешанные ошибки: втыкана веточка);

- ошибки в образовании форм слов (существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа; ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных: красившее; ошибки в образовании глагольных форм: текет, хочут; ошибки в образовании форм личных местоимений: к ей, ихний);

- ошибки в построении словосочетаний (нарушение согласования: туманная утра; нарушение управления: я интересуюсь об изучении Луны);

- в построении предложении (простых и сложных) (нарушение границ предложения; нарушение связи между подлежащим и сказуемым: птичка вылетел из клетки; ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом: покатившись на лыжах, ноги у меня замерзли);

- ошибки в построении предложений с однородными членами (объединение в качестве однородных членов родовых и видовых, а также перекрещивающихся понятий: в лесу нашлось много грибов и опят; объединение в одном ряду существительного и инфинитива: я хожу в лес за ягодами, собирать грибы; полных и кратких прилагательных: воздух прозрачен и чистый; деепричастного оборота и придаточного предложения: он ушел, выполнив работу и когда проиграл; искажение двойных союзов: я люблю не только петь, а и танцевать; неравный выбор места союза: сказки любят не только дети нашей страны, но и других стран; неравное употребление соединительного союза: был холодный и солнечный день);

- ошибки в сложном предложении (нарушение средств связи частей предложения: Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки; ошибки в грамматическом согласовании главных членов частей сложного предложения: День стал короче, а день длинный; смешение прямой и косвенной речи: грамматическое смешение и пунктуационное).

2. Речевые ошибки и недочеты:

а) речевые ошибки (нарушение требования правильной речи):

- употребление слова в несвойственном им значении: метнулась мысль;

- смешение видо-временных форм глагола: прыгают крысы, бегали чибисы;

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Первичное закрепление и текущее повторение
Учитель задает вопросы учащимся: - Назовите основные виды сталей. - Чем разные виды стали отличаются друг от друга? - Перечислите виды термообработки. - От чего зависят механические свойства сталей? - Какие виды термообработки повышают твердость, прочность? - Что такое легирование? - Какие легирующ ...

Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна. Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдром ...

Взаимосвязь предметов естественно-математического цикла
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалист ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru