На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:
— каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом — автор;
— на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;
— вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;
— дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т. д.
Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.
Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании.
Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чувства вызывает рисунок. Затем сам автор рассказывает о собственном замысле.
Литература по методике рисуночной терапии:
Библиотерапия.
«Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту». Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия, депрессии, отрицательные эмоции.
Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Психолог, в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое должно соответствовать следующим требованиям:
1. Оно должно быть высокого художественного уровня.
2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю.
3. Ситуации, описанные в книге, должны быть близки переживаниям клиента, должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил.
4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов.
5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. Золя, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе.
6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент.
7. Самой большой популярностью пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях.
8. Хороший лечебный эффект дает серия «Жизнь замечательных людей», потому что в ней описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а клиент идентифицирует себя с героем.
9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, она помогает укрепить уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции.
10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных — наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать.
Литературное творчество
Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние вс ...
Методика преподавания Городецкой росписи
Методика преподавания Городецкой росписи строится по краткосрочной модифицированной программе "Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополни ...
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста
Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей. В ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.