Движение — это естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет» — писал ученый-медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик.
В московском зоопарке был проведен опыт: молодых зайчат, тетерева и соловья лишили возможности двигаться — их содержали в маленьких клетках. Когда животные и птицы выросли, их выпустили на простор. Зайчата сделали несколько прыжков и упали замертво. Тетерев поднялся в воздух, пролетел полтора круга и тоже упал замертво. Соловей запел и тут же умер. Внутренние органы животных, лишенных движения, не были тренированы и поэтому не выдержали даже незначительной нагрузки. Зайчата и соловей умерли от разрыва сердца, а тетерев — от разрыва аорты.
Академик Н. М. Амосов пишет: «Цивилизация не должна привести к физическому ослаблению человека. Если отпадает необходимость в тяжелой физической работе, ее должен заменить спорт. Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в школе, семье. Активный двигательный режим — единственное средство, способное «нейтрализовать» последствия часов напряженной учебы».
При недостаточном объеме двигательной активности детей резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других важнейших физиологических систем организма.
Следовательно, имеется возможность, повышая функциональное состояние мышечной системы детей, направленно влиять на деятельность других систем организма.
Физические упражнения основаны на одном из основных биологических влечений — влечении к движению (кинезофилии), негативным отражением которого является гипокинезия.
Мы полагаем, что при различных заболеваниях организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения функции какого-либо органа, вызванного патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии. Больные дети не получают необходимой ежедневной порции движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболевания. Создается порочный круг: болезнь ведет к ограничению двигательной активности детей, а это в свою очередь ухудшает течение болезни. Указанный патологический круг может быть ликвидирован своевременным и систематическим применением физиологически обоснованных физических нагрузок.
Взрослых подчас раздражает детская безудержная подвижность, они стараются пресечь ее окриками, приказами, а иногда и шлепками. В некоторых семьях даже практикуется особого рода наказание для провинившихся детей — «ставить в угол». Ребенка заставляют определенное время стоять или сидеть неподвижно. Родители, применяющие этот метод, даже не представляют себе его жестокости. Ведь детский организм требует постоянного движения. Наказывать лишением движений — это все равно, что не дать провинившемуся ребенку еды.
Дети глубоко и болезненно переживают недостатки и дефекты своего физического развития: косолапость, плоскостопие, неправильную осанку, ожирение, сутулость и др. Они становятся застенчивыми, малообщительными, неуверенными в себе. И здесь большую помощь могут оказать физкультура и спорт — надежные средства достижения физического совершенства и красоты тела.
Внешняя красота должна сочетаться со здоровьем, силой и выносливостью, высокой работоспособностью внутренних органов.
С раннего возраста дети должны развиваться гармонически. Интересно в этом отношении мнение известного революционера-демократа, писателя Н. Г. Чернышевского. Его сын чрезвычайно увлекался упражнениями с тяжелым металлическим шаром, что способствовало одностороннему развитию мышц верхних конечностей, груди и спины. В письме жене из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевский советовал сыну заняться такими упражнениями, которые способствовали бы равномерному развитию всех мышц тела.
Методика обучения счету в старшей группе с помощью
дидактической игры «Цирк»
В течение учебного года дети старшей группы применяют знания, полученные на занятиях по математике, в сюжетно-дидактических играх. Когда весь программный материал пройден и закреплен в сюжетно-дидактических играх, воспитателю необходимо проверить качество усвоенных детьми математических знаний. С э ...
Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматрива ...
Требования к базе данных, к техническим средствам и программному
обеспечению
Разработанная база данных удовлетворяет всем требованиям пользователей к содержимому базы данных. Перед проектированием базы необходимо провести обширные исследования требований пользователей к функционированию базы данных. База данных гарантирует непротиворечивость и целостность данных. При проект ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.