Педагогика » Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности » Творчество в детском возрасте

Творчество в детском возрасте

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

«Мальчик трех с половиной лет, – рассказывает Рибо, – увидев хромого, шедшего по дороге, вскричал: «Мама, посмотри, какая нога у этого бедного человека!» Затем начинается роман: он сидел на высокой лошади, он упал на большой камень, он больно ушиб себе ногу; надо бы найти какой-нибудь порошок, чтобы ее вылечить».

Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества.

С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни такого творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных. Игра животного также очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей красоты.

Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.

Похожие публикации:

Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовн ...

Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость». В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей р ...

Пример занятия на тему «Образы минувшего»
I Часть Задачи 1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты. 2. Показать роль композиции в исторической картине. 3. Рассказать о сюжете и содержании в историчес ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru