Педагогика » Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе » Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Страница 5

Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения студентов между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) - объект (предмет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены студентами более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса.

Теперь обратимся к понятию «профессиональная подготовка». Анализ специальной педагогической и психологической литературы показал, что этот термин используется в основном применительно к системе профессионально-технического образования. Однако его содержательного толкования найти не удалось. Попытаемся сделать это сами. Вновь обратимся к энциклопедическому словарю и рассмотрим определения разных терминов, входящих, по нашему мнению, в круг понятия «профессиональная подготовка». Начнем с определения термина «профессия» (лат. professio — объявляю своим делом), под которым понимается род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования. Там же находим понятие «специальность» (лат. specia—род, вид), трактуемое как вид занятия в рамках одной профессии. Понятие «профессиональное образование» отождествляется в словаре с понятием «специальное образование», и означает овладение переделенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. Словарь указывает в качестве основного пути получения образования обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуются подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и слециалисты обновляют и пополняют полученные профессиональные навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации, которые наряду с учебными заведениями (с середины 1970-х гг.) входят в единую систему непрерывного образования. Образование—результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основным путем получения образования является обучение в учебных заведениях и самообразование. Обучение как путь получения образования — целенаправленно-организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников; оно ведется в ходе практической деятельности и в учебных заведениях.

Таким образом, понятие «профессиональная подготовка» можно определить как профессиональное (специальное) образование, основной путь получения которого—самообразование или обучение.

В специальной литературе приводятся определения двух основных понятий, составляющих цель профессиональной подготовки, — «профессия» и «специальность». Специальность раскрывается через предмет деятельности. Она может быть сколь угодно узкой или широкой, но в любом случае — это совокупность знаний о некотором фрагменте объективной реальности, отраженном соответствующим научным предметом. Профессия—объективно необходимый, определенный через цель, особый вид деятельности, связанный с этим фрагментом реальности. Иными словами, профессия—деятельность, обладающая собственной целью и имеющая собственные продукты, нормы, средства, которые в конечном счете детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественного производства, которую данная деятельность обслуживает.

Одним из факторов влияющим на профессиональную подготовку является адаптация студентов. Адаптацию можно поделить на две составляющие конформную и творческую.

Конформная составляющая целей нашла выражение в стремлении соответствовать нормам, правилам и требованиям конкретной профессиональной среды, выполнять определяемые этой средой обязанности, достигать согласия в межличностных отношениях с отдельными представителями этой среды.

И вот мы видим, что снова обращаемся к творчеству только уже немного с другой стороны, чем ранее. Творческая составляющая целей проявляется в стремлении к самостоятельному определению сущности своей будущей профессиональной деятельности и необходимых для этой деятельности качеств личности специалиста, а также в поиске своего подхода к решению проблем подготовки к этой деятельности. Конформная составляющая средств адаптационного процесса выражается в потребности тесного контакта, хороших взаимоотношений с другими субъектами той же деятельности, в потребности получать советы, указания старших коллег. Творческая составляющая средств, проявляется в потребности самопознания и самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru