Педагогика » Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе » Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Страница 2

Если рассматривать виды мотивов то для нас наиболее интересным является: Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Саморазвитие – это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную самореализацию себя как личности. Вот мы и перешли к определению самореализации .

Самореализация — это некое стремление к совершенствованию, т. е. одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности.

Истоки научной идеи самореализации берут свое начало в работах А. Адлера, он утверждал, что человек – это, прежде всего, сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие.

Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов. Эта идея была конкретизирована в теории самоактуализации А. Маслоу. «Нормальные» люди могут никогда не стать теми, кем они способны стать», - утверждает Абрахам Маслоу, один из самых влиятельных психологов в своей теории самореализации человека.

Самореализующиеся люди действительно отличаются от остальных, так называемых «нормальных» людей. Они верят в себя и других, чувствуют свое предназначение, способны любить и уважать себя, находятся в гармонии с окружающим миром, естественны, действуют легко и грациозно, они креативны, независимы, способны по-настоящему любить и слиться с другим человеком. Самореализация – это центральная тема работ Маслоу. В качестве источника мотивации в человеческой жизни он предлагает иерархию потребностей, где основными являются физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви и потребность уважении. Только после того, как эти группы потребностей удовлетворены, человек старается самореализоваться.

Основными характеристиками самореализующегося человека, по Маслоу, являются: самосознание, свобода, честность и забота, доверие и независимость. В представлениях Э. Фромма об ориентации человека на постижение собственной индивидуальности, отличимости от других через выявление и реализацию своих потребностей.

В отечественной научной литературе по проблеме самореализации личности выделяют философский, социологический и психологический уровни анализа. На философском уровне решаются вопросы о сущности человека, его сущностных силах, о сути процесса самореализации, и ее формах (культурализация и персонализация - Д.А. Леонтьев); о роли в процессе самореализации культурных ценностей, обуславливающих особенности ментальности того или иного народа (Л.В. Рябова); о культурно-исторических типах самореализации личности (А.К. Исаев). На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в конкретных социокультурных условиях(А.Г. Асмолов). На психологическом уровне анализируются личностные качества и внешние условия, позволяющие личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Классификация игр
Ф. Фребель, пер­вый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классифика­ции он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). В отечественной дошко ...

Определение понятия « выразительность речи»
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, ...

Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения
Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru