Педагогика » Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе » Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Страница 2

Если рассматривать виды мотивов то для нас наиболее интересным является: Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Саморазвитие – это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную самореализацию себя как личности. Вот мы и перешли к определению самореализации .

Самореализация — это некое стремление к совершенствованию, т. е. одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности.

Истоки научной идеи самореализации берут свое начало в работах А. Адлера, он утверждал, что человек – это, прежде всего, сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие.

Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов. Эта идея была конкретизирована в теории самоактуализации А. Маслоу. «Нормальные» люди могут никогда не стать теми, кем они способны стать», - утверждает Абрахам Маслоу, один из самых влиятельных психологов в своей теории самореализации человека.

Самореализующиеся люди действительно отличаются от остальных, так называемых «нормальных» людей. Они верят в себя и других, чувствуют свое предназначение, способны любить и уважать себя, находятся в гармонии с окружающим миром, естественны, действуют легко и грациозно, они креативны, независимы, способны по-настоящему любить и слиться с другим человеком. Самореализация – это центральная тема работ Маслоу. В качестве источника мотивации в человеческой жизни он предлагает иерархию потребностей, где основными являются физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви и потребность уважении. Только после того, как эти группы потребностей удовлетворены, человек старается самореализоваться.

Основными характеристиками самореализующегося человека, по Маслоу, являются: самосознание, свобода, честность и забота, доверие и независимость. В представлениях Э. Фромма об ориентации человека на постижение собственной индивидуальности, отличимости от других через выявление и реализацию своих потребностей.

В отечественной научной литературе по проблеме самореализации личности выделяют философский, социологический и психологический уровни анализа. На философском уровне решаются вопросы о сущности человека, его сущностных силах, о сути процесса самореализации, и ее формах (культурализация и персонализация - Д.А. Леонтьев); о роли в процессе самореализации культурных ценностей, обуславливающих особенности ментальности того или иного народа (Л.В. Рябова); о культурно-исторических типах самореализации личности (А.К. Исаев). На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в конкретных социокультурных условиях(А.Г. Асмолов). На психологическом уровне анализируются личностные качества и внешние условия, позволяющие личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Практическое применение библейской педагогики. Детская Библия
Для гармоничного развития духовно-нравственной личности необходимо изучать Библию с раннего возраста, потому что «Библия содержит возвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобраз ...

Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры беспорядка
На своем жизненном пути человек испытывает постоянное изменение структуры социальной идентичности, включаясь в новые группы. Вхождение в группу подразумевает принятие соответствующих групповых норм, ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru