Педагогика » Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе

Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе

Актуальность исследования обуславливается тем, что современная система образования ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации студентов.

Это возможно тогда, когда при получении образования в вузе осуществляется не только подготовка к педагогической деятельности, но и представляется возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений учителя.

Специалист такой направленности обязан владеть навыками, творческого решения изобретательских задач, уметь поставить проблему, найти способ ее решения, являющийся новым и передовым, уметь изложить и защитить свое решение.

Между тем система обучения в вузе направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, а не на подготовку молодых людей к предстоящей жизни, к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, имеет место противоречие, состоящее в том, что обучение рассматривают как подготовку к профессиональной творческой самореализации, а не как осуществление этой самореализации уже в стенах университета.

На основании этого противоречия формируется проблема исследования: формирование условий творческой самореализации студентов во время профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки в вузе.

Предмет исследования — процесс творческой самореализации студентов в профессиональной подготовки в вузе.

На основе поставленной проблемы формируется цель нашего исследования - проанализировать условия творческой самореализации в процессе профессиональной подготовки студентов.

В соответствии с поставленной целью, выбранными объектом и предметом исследования, в работе решались следующие задачи:

1. Исследовать аспекты творческой самореализации студентов во время профессиональной подготовки в вузе

2. Выявить педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов.

3. Проанализировать уровень творческой самореализации студентов.

4. Разработать тестирующую программу.

Базой исследования, при этом, является факультет Информационных и Социальных Технологий Липецкого государственного педагогического университета. Исследованием были охвачены все курсы по 10 человек с курса, всего 50 студентов специальности «информатика».

Теоретической основой исследования стали работы Н.С.Амелиной, Н.М.Яковлевой по изучению возможностей вузовского обучения в деле формирования готовности студентов к творческой деятельности. В области философии рассматривались вопросы о сущности человека, его сущностных силах, о сути процесса самореализации (культурализация и персонализация - Д.А. Леонтьев). Работы о роли в процессе самореализации культурных ценностей, обуславливающих особенности ментальности того или иного народа (Л.В. Рябова). Работы о культурно-исторических типах самореализации личности (А.К. Исаев). На психологическом уровне рассматривался вопрос о внутренней готовности к творчеству ("ага-переживание", осознание нужного решения — у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного постижения новой структуры — у В. Кёлера, В.К. Вилюнасу, К.К. Платонов и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы включают: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; сравнение; обобщение. Эмпирические методы: опрос с использованием тестирования и анкетирования; изучение продуктов учебной деятельности студентов.

Этапы исследования:

1 этап (декабрь — январь) — получение задания на дипломную работу, выбор темы, работа с литературой, окончательное составление плана дипломной работы;

2 этап (февраль — март) — оформление теоретической части, работа над отдельными главами;

З этап (март — апрель) — подготовка и проведение исследования, оформление результатов исследования, представление чернового варианта работы;

4 этап (май) — окончательное оформление дипломной работы.

Апробация результатов исследования, основные положения исследования были доложены на международной студенческой научно-практической конференции «Информационные и социальные технологии в современном обществе», а также на IX международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования, проектирования, управления, функционирования».

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru