Педагогика » Экологическое воспитание младших школьников » Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Страница 1

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Компетенция ПКНО-7
Компетенция ПКНО-7 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками». Под данной компетенцией понимается способн ...

Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Целью данной части исследования является определение подходов к проектированию программы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта. Программа была утверждена на педагогическом совете специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате г. Петров ...

Значение Локка в педагогии 18-го века
Локк оказал огромное влияние на педагогику 18-го века. Последняя идет проложенными им путями, держится его основ, питается его идеями. Психологическия идеи Локка, что душа первоначально – чистая таблица, что все содержание ея получается из опыта, из ощущений 2), легли в основу педагогических идей Р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru