Второй особенностью применения в трудовом обучении методов демонстрации - является то, что наглядность, как правило, выступает не просто в виде иллюстраций к учебному материалу, а сама служит источником знаний, а нередко и способом формирования умений и навыков.
Третья особенность применения методов демонстрации в трудовом обучении обусловлена той ролью, которую играют графические изображения (рисунки, технологические карты и др.). Применяя чертежи, учитель помогает учащимся овладеть графическими знаниями и умениями. Учитель труда обучает не только умению читать рисунки, но и выполнять их. Это очень важно, так как на практике многим рабочим, инженерно-техническим работникам нередко приходится составлять эскизы.
Одним из важных средств повышения эффективности применения наглядности служит демонстрация кинофильмов.
Программой предусмотрено, например, ознакомление учащихся с работой факсимильного аппарата. Изучение этих процессов с помощью плакатов не создает у учащихся полного представления о соответствующем оборудовании и технологии. Провести экскурсию на АТС, коммутаторный узел имеют возможность далеко не все школы. На помощь приходит кино.
На занятиях по труду рекомендуется демонстрировать короткометражные фильмы (10 - 15 мин) либо ограничиваться отдельными фрагментами. В таком случае метод демонстрации кинофильмов сочетается с другими методами обучения (объяснением учителя, беседой и т. д.), благодаря чему достигается наибольший учебный эффект.
Применению кинофильма на уроке предшествует подготовка учителя: просматривая кинофильм, учитель, исходя из поставленной дидактической цели, решает, как лучше сочетать его с другими частями урока.
В одних случаях фильм становится источником новых знаний, в других - помогает учащимся понять материал, изложенный учителем, либо обобщить его. В связи с этим могут быть различные формы соединения слова учителя с показом кинофильма:
1.Объяснение (установка на восприятие) перед демонстрацией кинофильма. Если в фильме рассматриваются достаточно сложные теоретические вопросы, а в кадрах встречаются мелкие детали, учащихся нужно готовить к просмотру учебного кинофильма.
2.Демонстрация фрагмента фильма с последующим объяснением (беседой) по содержанию фильма и учебного материала. Когда рассматривают в описательном плане вопросы устройства машины, агрегатов, сооружении, особенно таких, которые имеют большие размеры, довольно часто бывает целесообразно сначала просмотреть кинофильм, а затем сослаться на него при изложении учебного материала.
3.Демонстрация сопровождается пояснениями (синхронное комментирование учителя). Необходимость в комментировании фильма возникает в связи с тем, что дикторский текст не всегда отвечает данной конкретной аудитории.
Особое место на уроках труда занимает демонстрация трудовых приемов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков. При этом демонстрация трудовых действий органически сочетается с объяснением и рассказом. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому и формирование умений начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели. Только при таком подходе у учащихся создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия - так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет выполнять действие практически. Это придает образу действия одно из решающих значений в формировании умения. От его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность выполнения самого действия и, следовательно, формирование умений. Таким образом, посредством только показа нельзя раскрыть школьникам сущность трудового действия, помочь им уяснить его особенности. Кроме того, из опыта известно, ч го учащиеся вовремя показа сами не всегда обращают внимание на основные стороны показываемого действия. Увлекаясь внешней картиной его выполнения, которая для них доступнее и интереснее, подростки обычно не замечают существенных особенностей этого действия
Методы работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей
в общеобразовательной школе
Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных педагогов, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с детьми из малообеспеченных семей: - защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Э ...
Организация деятельности специализированных классов
по видам спорта в общеобразовательных школах
Специализированные классы но видам спорта в общеобразовательных школах с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом организуются согласно Положения, которое приведено в настоящих методических рекомендациях. Решение об открытии специализированных классов принимается област ...
Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального
воспитания подростков
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.