Педагогика » Сущность, назначение и содержание воспитания » Психолого-педагогические проблемы семьи

Психолого-педагогические проблемы семьи

Страница 1

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Теперь - о самой проблеме. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Причины конфликтов и их профилактика

Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем же характеризуются такие отношения? Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умение родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Особая сфера духовных контактов – развитие отношений детей к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к себе. Яркие примеры такого содружества – некоторые семьи замечательных людей. Семейные традиции деятелей культуры и науки, искусства, спорта.

Потребностью этого назвать нельзя, но родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними.

Это менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Недостаточная чуткость со стороны родителей, душевной тонкости, такта в конкретных ситуациях, недооценка потребностей ребенка быть личностью и т.д. едва заметные признаки возникающей дистанции уже дают родителям повод для серьезных профилактических размышлений.

Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними.

Эта стадия отношений наиболее противоречивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают. Но… не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, счастливить их, родители фактически обрекают своих дорогих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувство обиды и одиночества.

Поведение, жизненные стремления детей в семье вызывают конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители.

Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на их благо. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять.

Скорее правы дети.

Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Это влечет за собой обоюдные огорчения. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей. Которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности. Вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. «Когда отец приходит пьяным, я бы хотел, чтобы он ушел и никогда не вернулся».

Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты.

Накопившееся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления» а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношениям к детям, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология здесь уместна: это « холодная война» нервозных повседневных стычек. Обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга. Устали от бесполезных длительных дебатов и взаимных упреков.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Половое воспитание как направленность воспитательной работы школы
Понятие воспитание многоаспектный вопрос. Рассмотрению данного феномена особое значение уделяется в педагогике и психологии. Так, исследователи по-разному трактуют данное явление. В нашей работе под ...

Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru