Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Критерии оценивания изложений и сочинений

Критерии оценивания изложений и сочинений

Страница 1

Каждая самостоятельная работа будь то диктант, изложение, сочинение и т.д., выполненная учеником, несет определенную смысловую нагрузку, цель, значение; оценивается по-разному и имеет различные критерии оценивания.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текс, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста.

Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.

Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Основными упражнениями развития речи учащихся в начальной школе выступают изложение и сочинение.

По определению М.Р. Львова: «Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов». И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования умений необходимых для реализации коммуникативной задачи, в разных жизненных ситуациях общения». М.Е. Львова дает определение изложению – как «виду самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах».

Основными критериями оценки изложения является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста; сочинения – освещение темы, создание текста, а также (во всех видах творческих работах) речевое оформление. Орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учетом всех критериев. В последний год обучения в начальных классах целесообразно выставлять две отметки: одну – за содержание и речевое оформление, другую за грамотность.

Как указывается в Методическом письме Департамента РО № 1561/ 14-15, при оценке содержания и речевого оформления следует учитывать: соответствие теме в сочинении, искажение содержания авторского текста в изложении, внесение лишних фактов, неудачный порядок предложений, слов в предложениях, отсутствие связи между частями текста, повтор одного и того же слова, неудачный выбор слов.

Отметка «5» ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст в изложении, последовательно, правильно раскрыта тема в сочинении, отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.

Отметка «4» ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, раскрыта тема сочинения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения. Есть отдельные речевые и фактические недочеты. Их может быть 2-3.

Отметка «3» ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, есть отклонения от темы в сочинении; также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений; беден словарь; имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, значительные отклонения от темы, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается шесть и более неточностей.

Выставление отметок за изложение и сочинение не является целью уроков развития речи. Успешное формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных программой по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении ими связных текстов.

Сопоставление ученического текста с образцом позволяет учителю выявлять и классифицировать ошибки, допущенные в изложениях и сочинениях, при этом учитель отмечает как массовые затруднения, характерные для всего класса, так и затруднения каждого ученика.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...

Календарный план проведения занятий и программа элективного курса
Современные средства связи и офисная оргтехника Программа ориентационного элективного курса 1. Информационное общество. Общение – важная потребность человека. Речевая коммуникация. Виды коммуникации (разговор по телефону, переписка по почте, электронное сообщение). Этикет делового общения. 2. Техни ...

Особенности физического развития при занятиях спортом
Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов педагогической практики. В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено большое кол ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru