Педагогика » Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе » Урок анализа и синтеза по разделу Древний Восток

Урок анализа и синтеза по разделу Древний Восток

Страница 1

Одним из основных типов урока истории является урок анализа и синтеза, на котором осуществляется обобщение, повторение, систематизация и детализация знаний учащихся, полученных ими в результате изучения темы, раздела или курса в целом.

На пример обобщающе-повторительного урока, по разделу Древний Восток, попробуем проследить, как можно построить эффективный урок данного типа.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран древнего Востока (особенности географической среды; превращение земледелия и скотоводства в главные занятия; возникновение неравенства, эксплуатации, классов и государства), осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Так как в круг задач урока анализа и синтеза входит не только повторение и обобщение материала, но и его систематизация, то необходимо составить четкий план повторения:

1. Местоположение и время образования древнейших государств.

2. Превращение земледелия и скотоводства в главные занятия на древнем Востоке.

3. Возникновение неравенства, эксплуатации, классов.

4. Возникновение и сущность древневосточных государств.

5. Вклад народов древнего Востока в мировую культуру.

Материал повторения обширен, поэтому необходимо определить на какие вопросы следует обратить больше внимания, на какие меньше, а также какие вопросы допустимо на данном уроке не рассматривать. С этой целью учитель должен заранее подготовить список вопросов по каждому пункту плана, по которым будет проходить повторение и обобщение знаний учащихся:

1. Покажите на карте "Древние государства мира" и определите словами, где возникли древнейшие государства. (Долины рек Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ.) Что общего в природных условиях названных вами районов? Выслушав ответы, учитель обращает внимание на то, что древние государства возникли в Южном Междуречье и Египте (более пяти тысяч лет назад).

2.1. По данным науки, собака и кошка - древнейшие домашние животные. Любопытно, что южные народы первыми приручили кошку и воздавали ей почести, собака не пользовалась у них таким уважением. Например, в древнем Египте кошка была священным животным. Из умерших кошек делали мумии, как если бы при жизни они были вельможами фараона; хоронили кошек на кладбище. В свою очередь северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше собаку. Например, в древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все люди). Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов? (Кошку почитали земледельческие народы. Если собака была спутником охотника, то кошка сторожем зерна, а в некотором роде и здоровья человека - мыши разносят чуму и другие болезни

2.2. Почему земледелие стало главным занятием в странах древнего Востока в те времена, когда остальное население земного шара добывало пищу охотой и собирательством?

2.3. Какими преимуществами перед собирательством и охотой обладают земледелие и скотоводство?

2.4. Правильно ли называть страны древнего Востока "дарами рек": например, Египет - даром Нила, Южное Междуречье - даром Тигра и Евфрата?

2.5. Почему в странах древнего Востока земледельцы жили общинами? "Нарисуйте словесную картину из жизни древневосточных земледельцев, подтверждающую вашу мысль. Почему в странах древнего Востока необходимо было искусственное орошение?

3.1. Почему рабство возникло в странах древнего Востока? Почему у народов, добывающих пищу охотой и собирательством, не было эксплуатации?

3.2. Как возникло неравенство среди свободных? Как распались родовые общины?

3.3. Какие классы образовались в странах древнего Востока?

3.4. Чем отличалось положение крестьян-общинников от положения рабов? В чем состояло сходство между ними?

3.5. Как в странах древнего Востока эксплуатировали основную массу тружеников - свободных земледельцев?

4.1. Почему возникло государство? Почему оно не могло возникнуть при первобытнообщинном строе? В чем различие между словами "страна" и "государство"?

4.2. Чем отличалась власть царей и чиновников от власти старейшин и племенных вождей? Почему старейшины и вожди управляли без применения силы, а цари и чиновники нуждались в войске, стражниках, судьях?

Обычно учащиеся "говорят, что старейшины и вожди были самые опытные и мудрые люди, они давали своим сородичам полезные советы, поэтому их распоряжения всеми выполнялись. (Здесь отсутствует мысль о том, что при первобытнообщинном строе существовало равенство между людьми, старейшины и вожди правили, исходя из общих интересов, и поэтому не нуждались в органах принуждения.) Получив подобный ответ, учитель дает задание: "Предположите, что одной из древневосточных стран правят мудрый царь и опытные чиновники. Сумеют ли они обойтись без воинов и стражников, управляя своим народом?"

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Развитие музыкальных способностей
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, р ...

Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования. ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru