Педагогика » Преодоление агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр

Преодоление агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр

Изучением проблемы агрессивности занимались Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, С.Л. Колосова, И.Л. Арцишевская и др.

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре под редакцией Ю.Л. Неймера приведено следующее определение данного термина: «агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страхи, подавленность и т.п.)».

Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия агрессия и агрессивность. Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия это действие, то агрессивность готовность к совершению таких действий.

Как указывает С.Л. Колосова, агрессия – один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушения процесса социализации в целом. Элементарные ее проявления можно наблюдать у детей уже в младенчестве и в раннем детстве: большинство матерей не удивляются, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается и т.д. Сюда же можно отнести и громкий крик, плач ребенка, при определенных условиях заменяющий реальное агрессивное физическое действие. Подобное поведение неприятно окружающим, но вместе с тем в течение длительного периода жизни ребенка его агрессивные проявления не воспринимаются как «ненормальное» явление.

В результате социализации ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля над собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других – к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учиться проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение и т.д. У части детей агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в более поздние возрастные периоды. К формированию и закреплению примитивных, часто неадекватных форм аффективного реагирования, в том числе агрессии, способны приводить задержка и искажение раннего развития.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессию у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Если семья, где растет ребенок, демонстрирует агрессивное поведение (если не физически, то на словах), то естественно подобные проявления агрессивности закрепятся и у ребенка.

Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в тоже время они не в силах скрыть своего восхищения, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы, со сверстниками бесстрашно вступая в драку или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

Семенака С.И. выделяет следующие ситуации, провоцирующие агрессию:

– желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

– ущемление достоинств другого человека с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

– стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);

– стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в свою очередь мальчик отталкивает опередившего);

– стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

Агрессии дети могут учиться в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, особенно мальчишки стремятся к обладанию этим качеством, т. к. детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно – принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду.

Иногда агрессия у детей стимулируется косвенно – из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.

Арцишевская И.Л. указывает, что аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов. Дети, получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек-ниньзя», автоматически используют их в игре, не осознавая, конечно, истинных мотивов их поступков.

Теперь, когда мы рассмотрели внешние подкрепления агрессивности, можем перейти и к внутренним причинам. Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно.

То есть агрессия – это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протесты и злобные реакции маленького «агрессора» являются способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

Таким образом

, в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. На становление агрессивного поведения оказывают влияние следующие факторы: особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы).

Похожие публикации:

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...

Заключение о педагогических идеях, намечаемых этикой Локка
Таким образом, этикой Локка намечаются следующия педагогическия идеи: а) истинное воспитание, подготовдяющее человека к наивысшему счастью, состоит в воспитании добродетели: б) чтобы восгштать человека к добродетели, надо сделать его стойким и выдержанным, вообще, по отношению к своим желаниям, пре ...

Средства социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru