Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Таблицы в обобщении знаний

Таблицы в обобщении знаний

Страница 2

Педагогическая эффективность хронологических таблиц возрастает при обозначении на них исторических периодов. Это создает у школьников зрительные представления о периодах и о связях между ними и отдельными событиям.

Большое значение имеет внесение в хронологическую таблицу масштабности - выражение времени через пространственные отрезки. В таблице проводится линия, на которой откладываются отрезки, соответствующие векам, тысячелетиям и историческим периодам. На линии обозначаются и даты событий. Такие таблицы помогают учащимся ориентироваться во временных отношениях и в делении исторического процесса на периоды. Это связывает в сознании детей даты с конкретными представлениями.

Вариантом хронологических таблиц являются таблицы синхронистические. Столбцы таких таблиц содержат перечень событий, протекавших одновременно в нескольких странах или относящихся к разным сторонам исторического процесса, например, к экономике, классовой борьбе, войнам, культуре и т. д.

К хронологическим таблицам близки так называемые "линии" или "ленты времени". Они не только включаются в хронологическую таблицу, но имеют и самостоятельное значение для ознакомления учащихся со счетом времени в истории, в особенности со счетом лет до нашей эры, а также с относительной длительностью отдельных периодов и их местом в историческом процессе.

Приведенное деление таблиц на виды условно. Многие таблицы, как мы отмечали, содержат элементы разных видов: развития, перечисления, соответствия, сравнения, хронологии. Однако, как правило, один из признаков является главным, определяющим.

Часто таблица, исполняющая роль учебного пособия по истории, создается на доске в процессе изложения материала или его повторения и записывается учащимися и тетрадях. Педагогическая эффективность таблицы особенно велика, если в ее составлении принимают участие сами школьники. Предлагаемая учащимся форма таблицы, то есть ее графы и заголовки, ставит перед ними вопросы, на которые они должны найти и сформулировать ответы. Однако ученики 5-6 классов обычно еще недостаточно четко формулируют свои мысли и плохо пишут на доске. Поэтому, как правило, нецелесообразно поручать учащимся самостоятельно составлять таблицу, служащую учебным пособием. Учитель, разбирая в беседе с учащимися их ответы, отбирает, редактирует и сам записывает на доске наиболее правильные из них.

До сих пор, речь шла о пособиях демонстрационных. Однако в настоящее время, школы получили пособия и для индивидуальной работы учащихся - раздаточный материал по истории средних веков.

По содержанию раздаточный материал охватывает почти все темы курса истории средних веков. В нем нашли отражение все основные проблемы, рассматриваемые в любом курсе истории, в том числе и в истории средних веков: развитие хозяйства, положение классов, устройство государства, культура. Если говорить об изобразительной стороне раздаточного материала, то на карточках помещены рисунки самого различного характера: картины, картосхемы, планы, схемы и, конечно, таблицы. Таблиц здесь больше всего - и это понятно, поскольку они лучше могут служить целям обобщения учебного материала.

Новое пособие представляет собой одно из тех средств, которые помогают развитию познавательной самостоятельности школьников, углублению их знаний, способствуют большей мобильности в применении этих знаний, развитию их исторического мышления.

Пособие предназначено для закрепления, повторения и обобщения знаний, а также для их проверки. Оно выступает в качестве средства более углубленного анализа ранее изученного материала, установления новых связей между уже известными школьникам историческими фактами. В ряде случаев пособие найдет применение и при изучении нового материала, конкретизируя знания школьников.

Работа с карточками многообразна, она может носить индивидуальный и коллективный характер (например, беседа по содержанию однородных карточек, фронтальная самостоятельная работа и др.). Учащиеся могут работать с карточками и при выполнении домашних заданий. Поскольку развитие умений учащихся предусматривает выполнение ими познавательных заданий в классе и дома, то в состав комплексов печатных пособий целесообразно включать не только демонстрационные, но и те, что заведомо предназначены для индивидуальной работы, а именно, раздаточный материал и карты из атласов. Это тем более оправдано, что во многих случаях, они являются единственными пособиями при рассмотрении вопросов программы.

В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, карикатуры, репродукции картин, документальные фотографии, схемы, картосхемы, диаграммы и др.

Количество объектов, их характер, порядок расположения, логика раскрытия содержания - все это определяется задачами, стоящими перед каждой конкретной таблицей может создавать "синтетический образ изучаемой темы".

Бывают таблицы и иного характера, например, такие, которые в основном содержат документальные изображения - фотографии, в том числе портреты, карикатуры. Подобные пособия представляют интерес особенно для учащихся старших классов, в этом возрасте школьники начинают высоко ценить подлинность источников информации, которые придают особую достоверность изучаемому историческому материалу. Таблицы, как тип пособия составляют большую часть "Раздаточного материала по истории средних веков", предназначенного для индивидуальной работы учащихся раздаточный материал служит преимущественно для повторения обобщения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формиро ...

Семейные взаимоотношения и их влияние на становление личности детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет е ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru