Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Таблицы в обобщении знаний

Таблицы в обобщении знаний

Страница 5

Работа с перфокартами может быть организована и а связи с проведением тематического сквозного повторения по материалу из различных тем курса истории 9 классе или по материалу итоговой повторительной работы при подготовке десятиклассников к экзамену на аттестат зрелости. Курсовая диплом дипломная работа заказать.

Разумеется, опрос с помощью перфокарт не обеспечивает исчерпывающей проверки знаний. Некоторые стороны содержания темы, в частности вопросы теоретические, выводы и обобщения, понимание связи между явлениями, как правило остаются неохваченными. Тем не менее он полностью оправдывает себя, обладая рядом преимуществ.

Прежде всего, опрос с перфокартами (как, впрочем, и другие способы письменного опроса) дает возможность проверить знание определенного материала всеми учащимися класса. Но, в отличие от обычной письменной работы он помогает выявить значительно больше вопросов и запрограммировать предельно точные и определенные ответы, в содержании которых легко выявляется степень знания или незнания.

Далее, применение перфокарт, как мы убедились, экономит время, затраты которого на проведение контрольной работы измеряются буквально минутами. А это позволяет учителю усилить контроль над учащимися, что, как известно, является одним из существенных стимулов их систематической работы над усвоением текущего материала.

Еще больше экономится время, затрачиваемое учителем на проверку и анализ работ учащихся. Проверка в этом случае по существу механизируется; вместе с тем необычайно облегчается объективный качественный и количественный анализ ошибок учеников. Наконец, сокращая с помощью перфокарт время на проверку усвоения массой учащихся чисто фактических сведений и хронологических данных, учитель тем самым может уделять больше времени на проверку усвоения теоретического материала, понимания причинных связей и закономерностей, умения аргументировать, делать выводы и обобщать.

Помимо использования перфокарт, в практике преподавания Применяются и другие средства и приемы "рациональной" организации опроса. Среди них следует отметить так называемый Цифровой диктант. Его проводят не только в старших, но и в младших классах, например в 5 - в связи с повторением рад. дела "Древний Восток" с целью проверки и закрепления знаний учащихся о культуре древнего Египта, Китая, Индии, Месопотамии.

Перечень этих стран с порядковыми номерами раздаем учащимся (или пишем на доске), а вопросы диктуем (или раздаем карточки, где они записаны заранее):

1. Письменность какой из стран древнего Востока была наиболее легкой для изучения?

2. В какой стране писали клинописью?

3. Где писали иероглифами на бамбуковых дощечках?

4. При раскопках какой древней страны была обнаружена "глиняная библиотека"? И т. д.

Всего 13 вопросов, объединенных общей тематикой и дающих возможность всесторонней проверки конкретных представлений учащихся о культуре древнего Востока.

Возражения может вызвать содержание вопросов, имеющих несколько случайный и разрозненный характер, напоминающий скорее викторину, а не целенаправленную проверку знаний. Но самый принцип "цифрового диктанта" заслуживает внимания. Наиболее существенным его признаком является программирование ответов в предельно краткой форме.

Своеобразным приемом проверки является цифровой диктант по контурной, карте. Учащимся раздаются контурные карты русских княжеств в XIII в., на которых порядковыми номерами обозначены княжества Галицкое (1), Волынское (2), Киевское (3), Переяславское (4), Черниговское (5), Смоленское (6), Владимиро-Суздальское (7), Новгородская земля (8). Учитель читает, названия этих княжеств, но в иной последовательности. В ходе диктанта учащиеся VII класса находят называемое княжество и на особом листке отмечают номер, под которым оно значился на карте. Так, если первыми названы Киевское, Галицкое и Владимиро-Суздальское княжества, начало ответа представляв! собой ряд цифр: 3, 1, 7 .

Контурные карты составляются в двух-трех вариантах, различающихся порядковыми номерами княжеств.

Разработка рациональных форм опроса представляет собой один из путей введения элементов программирования в обучение истории. В связи с этим встает и вопрос о средствах самоконтроля. Нам представляется, что в применении к обучению истории, самоконтроль в процессе использования рациональных форм опроса следует организовать не только как сигнализирующий об ошибочности (или правильности) решения, но прежде всего как обучающий, связанный с раскрытием связей и отношений между историческими явлениями, с формированием исторических понятий, их дальнейшим уточнением, с развитием умений находить и выражать исторические связи, аргументировать решение, давать определения и т. д., иными словами - с развитием исторического мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Алтайский государственный университет
К началу 70-х годов ХХ века на Алтае не имелось ни одного академического учреждения. В этих условиях единственным центром координации науки на Алтае мог стать классический университет. 29 мая 1973 г. Василий Иванович Неверов был назначен ректором университета. Началась работа по организации нового ...

Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...

Методика преподавания по К.Д. Ушинскому
К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru