Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Систематизация знаний, варианты обобщения

Систематизация знаний, варианты обобщения

Страница 3

Уроки анализа и синтеза обязательны во всех классах, но особенно актуальны в 5-7 классах, когда у подростков еще не достаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания. Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащимися при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников выделять существенные и отличительные признаки и черты рассматриваемых исторических явлений. На этой основе становится более полным и синтез, так как правильность обобщения зависит, прежде всего, от правильности и полноты анализа. Для того чтобы анализ при сопоставлении двух объектов не остановился на выделениях сходного, необходимо его продолжить: ввести новый момент - черты отличия.

В результате недостаточно глубокого анализа прочитанного, прослушанного или увиденного материала учащиеся часто не могут выявить и взаимной связи между рассмотренными фактами.

Учащиеся при синтезе чаще всего ограничиваются внешними, случайными, узкими ассоциациями и затрудняются в установлении внутренних смысловых связей между отдельными элементами сложного исторического явления. Первые задания в 5 классе преследуют цель - научить школьников выделять существенное содержание небольшого, легко членимого отрывка текста, находить, а затем и формулировать своими словами его главную мысль. После чтения и пересказа текста об орудиях труда древнейших людей школьники с помощью вопросов учителя выделяют существенные мысли в содержании текста, используя эвристический метод изучения материала. Учитель указывает, что главная мысль отрывка заключается в объяснении того, чем древнейшие люди отличались от животных. Школьники, формулируя эту главную мысль, говорят, что животные не могут делать орудий труда, а человек изготовлял рубила, дубины и палки-копалки. Отвечая на вопрос учителя, почему среди нескольких существенных мыслей отрывка текста они выделили именно эту мысль в качестве главной, наиболее сообразительные школьники мотивировали свой выбор следующим образом: "Начав трудиться, человек сделал себе каменное рубило, с помощью рубила он вырубил дубину. А это отличало человека от животных и делало человека сильнее многих зверей".

Результат систематических и разнообразных упражнений с текстами сказывается не сразу, поскольку одной из причин затруднений учащихся является непонимание того, что существенно в данном явлении.

От работы над небольшим текстом, содержащим повествование о конкретных событиях или описание фактов, учащиеся 6 класса переходят к анализу более значительного по объему текста, раскрывающего ход и результаты сложных общественных процессов, например возникновение классов в Египте, или отрывка, характеризующего историческое явление на определенном этапе его развития, например рабовладение в Греции в 5в. до н.э. В ходе такой работы перед учащимися ставится задача - не только отделить существенные факты и положения от несущественных, но и установить причинно-следственные связи. B 7 классе работа по выделению существенного и главного в содержании текста учебника усложняется. Перед школьниками все чаще ставится задача - не только отличать существенные исторические явления, описанные в учебнике, от несущественных, но и формулировать, перечислять важнейшие признаки этих явлений, устанавливая по возможности связи между этими признаками.

В результате систематического анализа в 6 классе содержания исторических картин учащиеся 7 класса в состоянии более четко формулировать сущность явления, изображенного на типологической картине. Овладевая приемами анализа содержания исторических картин, школьники учатся выявлять главные и общие признаки наглядно отображаемых исторических явлений;

Приемы выделения существенного и составление учителем исторического материала простого плана. Формируются у учащихся 6 - 7 классов в связи с выработкой умения логически членить прослушанное и составлять его.

Составление плана - важное средство выделения существенного в историческом материале. При составлении плана по рассказу учителя или тексту учебника учащиеся расчленяют его содержание на составные части; заголовок каждой части синтезирует ее содержание, а заголовок, данный ко всему отрывку, обобщает, синтезирует его содержание в целом.

Умение составлять план помогает учащимся понять логическую структуру учебного текста или рассказа учителя, отделять одну существенную мысль от другой, обосновывать главную мысль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности
Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий. Представления и п ...

Формирование устной речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей контрольную и экспериментальную. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня реч ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru