Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Систематизация знаний, варианты обобщения

Систематизация знаний, варианты обобщения

Страница 5

С помощью учителя намечаются примерно следующие пункты сравнения: 1. Внешний вид человека. 2. Орудия труда. 3. Занятия. 4. Одежда. 5. Пища. 6. Жилище.

Подобные задания требуют от школьников не только выделения черт сходства и различия, но и известного обобщения признаков исторических явлений. В данном случае школьники на основе сравнения делают вывод, - как изменился первобытный человек под воздействием труда. Вначале учащиеся 6класса справляются с этими заданиями с трудом, выполняя их при помощи учителя; они не в состоянии еще самостоятельно определить последовательность сравнений.

Для совершенствования умений учащихся сравнивать исторические объекты часто используются задания на составление сравнительных характеристик изучаемых явлений. Эта работа рассчитана на сопоставление важнейших признаков и сравнительное описание двух исторических или историко-географических объектов - первоначально с опорой на наглядные пособия (исторические карты, картины, и др.), а затем с опорой на текст учебника, документа и, наконец, на имеющиеся у школьников знания. В работе над сравнительной характеристикой учащиеся совершенствуют ранее усвоенные приемы сравнения.

Формирование у учащихся умения выделять сопоставимые признаки однородных явлений опирается в значительной мере на усвоение логической схемы характеристики.

Выработав и усвоив такую схему, учащиеся варьируют ее в зависимости от конкретного исторического материала. Так они вносят некоторые изменения в привычную уже для них схему сравнительной характеристики природных условий в зависимости от значения некоторых географических факторов для населения отдельных стран. Таковы, например, вводимые учащимися новые пункты сравнения: полезные ископаемые, береговая линия.

В обучении истории школьники, усваивая выводы, содержащиеся в учебниках, знакомятся с обоснованием этих выводов.

Уже в 5 классе учащиеся встречаются с различными по характеру и степени обобщенности выводами в учебнике и в рассказе учителя. Необходимо обращать внимание школьников не только на выводы, но и на связь их с теми положениями, на основе которых они сделаны. Важно добиться, чтобы вывод, помещенный в учебнике или изложенный учителем, стал умозаключением самого ученика, убедительным и доказательным для него.

В ходе обучения школьники пользуются выводами из учебника, а иногда, в зависимости от задания, видоизменяют их или делают выводы самостоятельно.

Одна из типичных ошибок учащихся 6-7 классов заключается в неумении ограничивать вывод: он является либо слишком общим, широким, либо слишком узким по отношению к изложенному.

Уточнить их выводы можно с помощью дополнительных вопросов.

В ряде случаев учитель обращает внимание учащихся на то, что приведенный вывод слишком широк, и спрашивает, каких фактов недостает для того, чтобы вывод полностью соответствовал изложенному в учебнике материалу.

Большую роль приобретает подготовка общего заключительного вывода при помощи более частных выводов по отдельным вопросам излагаемого материала. Выполнению требований, предъявляемых к выводам, помогает предварительное составление плана устного или письменною ответа, причем в плане определяется место и примерное содержание выводов.

Основные этапы подведения учащихся 5-6 классов к составлению самостоятельных выводов: 1) ознакомление школьников с характером и структурой выводов в учебнике; 2) прослеживание учащимися хода умозаключений учителя при обобщении им изложенного и применении выводов к новым аналогичным фактам; 3) подведение учащихся к самостоятельным выводам на основе анализа содержания исторической картины, карт и других наглядных пособий, материала изложенного, но не обобщенного учителем, фактов, с которыми школьники самостоятельно знакомятся по учебнику или тексту исторического документа.

Проверка и учет знаний учащихся относятся к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Во-первых, в процессе проверки знаний не только осуществляются функции систематического контроля над учебной деятельностью учащихся на уроках и при подготовке к урокам, учет и оценка достигнутых при этом результатов, но и происходит дальнейшее усовершенствование знаний и умений, их осмысление, систематизация и закрепление.

Во-вторых, систематическая обучающая проверка знаний и умений учащихся способствует дальнейшему развитию их мышления, устной и письменной речи и разнообразных умений и навыков работы с историческим материалом.

В-третьих, систематическая проверка и учет знаний оказывают на школьников большое воспитывающее воздействие тем, что побуждают их к повседневной, усидчивой работе, воспитывают их трудолюбие, настойчивость, волю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Программа факультативного курса «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы »
Основной целью данной дисциплины является предоставление студентам комплекса знаний и представлений об истории и структурно-типологических особенностях мифологических представлений древних кельтов, а также подготовка студентов к осознанному чтению текстов античной и современной литературы, в которо ...

Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности
Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий. Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания не б ...

Разработка программы развития социальной компетентности учащихся школы-интерната II вида г. Читы
Рекомендуемые уроки разработаны для учащихся 5 класса школы-интерната II вида для слабослышащих. Программа рассчитана на 20 часов. Целью программы является развитие трудовой и творческой активности учащихся. Задачи: 1. Научить учащихся технике плетения из природного материала – соломы. 2. Развивать ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru