Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Систематизация знаний, варианты обобщения

Систематизация знаний, варианты обобщения

Страница 5

С помощью учителя намечаются примерно следующие пункты сравнения: 1. Внешний вид человека. 2. Орудия труда. 3. Занятия. 4. Одежда. 5. Пища. 6. Жилище.

Подобные задания требуют от школьников не только выделения черт сходства и различия, но и известного обобщения признаков исторических явлений. В данном случае школьники на основе сравнения делают вывод, - как изменился первобытный человек под воздействием труда. Вначале учащиеся 6класса справляются с этими заданиями с трудом, выполняя их при помощи учителя; они не в состоянии еще самостоятельно определить последовательность сравнений.

Для совершенствования умений учащихся сравнивать исторические объекты часто используются задания на составление сравнительных характеристик изучаемых явлений. Эта работа рассчитана на сопоставление важнейших признаков и сравнительное описание двух исторических или историко-географических объектов - первоначально с опорой на наглядные пособия (исторические карты, картины, и др.), а затем с опорой на текст учебника, документа и, наконец, на имеющиеся у школьников знания. В работе над сравнительной характеристикой учащиеся совершенствуют ранее усвоенные приемы сравнения.

Формирование у учащихся умения выделять сопоставимые признаки однородных явлений опирается в значительной мере на усвоение логической схемы характеристики.

Выработав и усвоив такую схему, учащиеся варьируют ее в зависимости от конкретного исторического материала. Так они вносят некоторые изменения в привычную уже для них схему сравнительной характеристики природных условий в зависимости от значения некоторых географических факторов для населения отдельных стран. Таковы, например, вводимые учащимися новые пункты сравнения: полезные ископаемые, береговая линия.

В обучении истории школьники, усваивая выводы, содержащиеся в учебниках, знакомятся с обоснованием этих выводов.

Уже в 5 классе учащиеся встречаются с различными по характеру и степени обобщенности выводами в учебнике и в рассказе учителя. Необходимо обращать внимание школьников не только на выводы, но и на связь их с теми положениями, на основе которых они сделаны. Важно добиться, чтобы вывод, помещенный в учебнике или изложенный учителем, стал умозаключением самого ученика, убедительным и доказательным для него.

В ходе обучения школьники пользуются выводами из учебника, а иногда, в зависимости от задания, видоизменяют их или делают выводы самостоятельно.

Одна из типичных ошибок учащихся 6-7 классов заключается в неумении ограничивать вывод: он является либо слишком общим, широким, либо слишком узким по отношению к изложенному.

Уточнить их выводы можно с помощью дополнительных вопросов.

В ряде случаев учитель обращает внимание учащихся на то, что приведенный вывод слишком широк, и спрашивает, каких фактов недостает для того, чтобы вывод полностью соответствовал изложенному в учебнике материалу.

Большую роль приобретает подготовка общего заключительного вывода при помощи более частных выводов по отдельным вопросам излагаемого материала. Выполнению требований, предъявляемых к выводам, помогает предварительное составление плана устного или письменною ответа, причем в плане определяется место и примерное содержание выводов.

Основные этапы подведения учащихся 5-6 классов к составлению самостоятельных выводов: 1) ознакомление школьников с характером и структурой выводов в учебнике; 2) прослеживание учащимися хода умозаключений учителя при обобщении им изложенного и применении выводов к новым аналогичным фактам; 3) подведение учащихся к самостоятельным выводам на основе анализа содержания исторической картины, карт и других наглядных пособий, материала изложенного, но не обобщенного учителем, фактов, с которыми школьники самостоятельно знакомятся по учебнику или тексту исторического документа.

Проверка и учет знаний учащихся относятся к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Во-первых, в процессе проверки знаний не только осуществляются функции систематического контроля над учебной деятельностью учащихся на уроках и при подготовке к урокам, учет и оценка достигнутых при этом результатов, но и происходит дальнейшее усовершенствование знаний и умений, их осмысление, систематизация и закрепление.

Во-вторых, систематическая обучающая проверка знаний и умений учащихся способствует дальнейшему развитию их мышления, устной и письменной речи и разнообразных умений и навыков работы с историческим материалом.

В-третьих, систематическая проверка и учет знаний оказывают на школьников большое воспитывающее воздействие тем, что побуждают их к повседневной, усидчивой работе, воспитывают их трудолюбие, настойчивость, волю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Разработка элективного курса «Кинематика»
Существующая в России система школьного образования включает значительный объём естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных учебных предметов. При этом общий объект изучения – природа – остаётся расчленённым между отдельными учебными предметами. Одно ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru