Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Систематизация знаний, варианты обобщения

Систематизация знаний, варианты обобщения

Страница 2

Большой эффект в этом отношении дает сочетание яркого образного рассказа учителя с различными видами самостоятельной работы учащихся. В отдельных случаях, когда содержание урока позволяет оказать на детей значительное воспитывающее воздействие, целесообразно посвятить его целиком изложению учителем материала, не прерывая рассказа беседой. Таков насыщенный яркими характеристиками исторических деятелей, острыми сюжетными конфликтами рассказ о восстании Спартака или об освободительной борьбе французского народа под предводительством Жанны д Арк.

Одно из важнейших условий эффективности урока истории - правильное определение его целевой установки.

Приступая к изучению нового учебного материала, учитель устанавливает связи с ранее усвоенным, мобилизует знания учащихся, необходимые для их сопоставления с новыми сведениями и для подведения школьников этим путем к обобщениям.

В действующих учебниках по истории древнего мира и средних веков перед многими параграфами помещены вопросы, помогающие учащимся восстановить в памяти материал, необходимый для лучшего усвоения содержания нового материала, а также нацеливающие па установление связей между изученными и вновь изучаемыми фактами, на последующее их сопоставление и обобщение.

Другим, не менее эффективным средством подготовки учащихся к активному восприятию новых знаний является предваряющая изучение нового материала постановка учебно-познавательных задач. К их числу относятся: определение причин и значения изучаемого явления, выделение общих черт и различий исторических явлений, установление основных этапов в развитии явления, оценка события или исторического лица, выражение школьниками своего личного отношения к ним. Учебно-познавательные задачи, выполнение которых актуализирует прежние знания школьников, необходимые им для усвоения последующего материала, учитель ставит как при опросе, так и непосредственно перед раскрытием новой темы. Задачи, поставленные при опросе по ранее изученному материалу, дают установку на анализ и обобщение нового материала, тематически связанного с изученным. Например, составление плана при опросе по материалу об образовании централизованного государства во Франции нацеливает учащихся на выявление общего в известном им процессе с аналогичным процессом в Англии, к изучению которого они приступают. Завершающее обобщение учителя по материалу истории Франции, акцент на причинах и ходе процесса образования централизованного государства также являются формой подготовки к работе по новой теме

Суммируя изложенное выше, можно перечислить основные виды подготовки учащихся к изучению нового учебного материала на уроке:

а) обобщение разобранного при опросе материала, связывающее его с новым учебным материалом;

б) краткая беседа с классом по вопросам, мобилизующим имеющиеся у учащихся знания, необходимые для лучшего усвоения новой темы. Это особенно необходимо, когда Содержание опроса мало связано с темой нового урока;

в) создание на уроке так называемой проблемной ситуации и вовлечение школьников в решение поставленной проблемы

Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они смогли проверить правильность своих действий и сделанных выводов. Изучение нового материала является главным элементом учебного процесса на уроке. В 6-7 классах наиболее широко используются для этого устное изложение материала учителем, беседа, работа с разнообразными наглядными пособиями, документами и текстом учебника.

Устное изложение в обучении истории, особенно в 5-6 классах, занимает ведущее место. Оно позволяет в тематической целостности, хронологической последовательности и в эмоциональной форме знакомить учащихся с историческим материалом. Убедительное слово учителя оказывает большое воздействие на сознание и чувства учащихся, учит их логически мыслить, аргументировано излагать учебный материал.

Наряду с рассказом учителя важную роль при изменении нового материала в 5-6 классах играет беседа.

Применение эвристической беседы при изучении нового материала требует соблюдения ряда условий:

1. Учащиеся должны иметь достаточный запас фактических знаний и умений, чтобы опираться на них, а не строить догадки.

2. Вопросы учитель должен формулировать так, чтоб от учащихся требовался самостоятельный анализ определенных фактов (изученных ранее и вновь изучаемых); эвристическая беседа должна быть одним из средств вовлечения школьников в посильное для них исследование исторического материала, поэтому необходимо избегать вопросов, ответы на которые учащиеся легко найдут в учебнике или в рассказе учителя.

Обобщающий вид беседы обычно применяется в конце урока или на заключительном уроке по теме, разделу, курсу и служит систематизации и обобщению фактов, подведению общих итогов, закреплению материала и отчасти проверке его усвоения. Нередко обобщающая беседа носит эвристический характер, подводя учащихся к пониманию закономерностей развития общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...

Структура ролевых игр
Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ко ...

Специфика игры, общие признаки. Разъяснение значения термина «игра беспорядка»
Обращаясь к уже существующим исследованиям игры, мы можем констатировать, что фактически все они посвящены играм детского возраста. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что игры дошкольного и даже младшего школьного возраста хорошо изучены. Что же касается игры в подростковом возрасте, то г ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru