Педагогика » Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу » Систематизация знаний, варианты обобщения

Систематизация знаний, варианты обобщения

Страница 2

Большой эффект в этом отношении дает сочетание яркого образного рассказа учителя с различными видами самостоятельной работы учащихся. В отдельных случаях, когда содержание урока позволяет оказать на детей значительное воспитывающее воздействие, целесообразно посвятить его целиком изложению учителем материала, не прерывая рассказа беседой. Таков насыщенный яркими характеристиками исторических деятелей, острыми сюжетными конфликтами рассказ о восстании Спартака или об освободительной борьбе французского народа под предводительством Жанны д Арк.

Одно из важнейших условий эффективности урока истории - правильное определение его целевой установки.

Приступая к изучению нового учебного материала, учитель устанавливает связи с ранее усвоенным, мобилизует знания учащихся, необходимые для их сопоставления с новыми сведениями и для подведения школьников этим путем к обобщениям.

В действующих учебниках по истории древнего мира и средних веков перед многими параграфами помещены вопросы, помогающие учащимся восстановить в памяти материал, необходимый для лучшего усвоения содержания нового материала, а также нацеливающие па установление связей между изученными и вновь изучаемыми фактами, на последующее их сопоставление и обобщение.

Другим, не менее эффективным средством подготовки учащихся к активному восприятию новых знаний является предваряющая изучение нового материала постановка учебно-познавательных задач. К их числу относятся: определение причин и значения изучаемого явления, выделение общих черт и различий исторических явлений, установление основных этапов в развитии явления, оценка события или исторического лица, выражение школьниками своего личного отношения к ним. Учебно-познавательные задачи, выполнение которых актуализирует прежние знания школьников, необходимые им для усвоения последующего материала, учитель ставит как при опросе, так и непосредственно перед раскрытием новой темы. Задачи, поставленные при опросе по ранее изученному материалу, дают установку на анализ и обобщение нового материала, тематически связанного с изученным. Например, составление плана при опросе по материалу об образовании централизованного государства во Франции нацеливает учащихся на выявление общего в известном им процессе с аналогичным процессом в Англии, к изучению которого они приступают. Завершающее обобщение учителя по материалу истории Франции, акцент на причинах и ходе процесса образования централизованного государства также являются формой подготовки к работе по новой теме

Суммируя изложенное выше, можно перечислить основные виды подготовки учащихся к изучению нового учебного материала на уроке:

а) обобщение разобранного при опросе материала, связывающее его с новым учебным материалом;

б) краткая беседа с классом по вопросам, мобилизующим имеющиеся у учащихся знания, необходимые для лучшего усвоения новой темы. Это особенно необходимо, когда Содержание опроса мало связано с темой нового урока;

в) создание на уроке так называемой проблемной ситуации и вовлечение школьников в решение поставленной проблемы

Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они смогли проверить правильность своих действий и сделанных выводов. Изучение нового материала является главным элементом учебного процесса на уроке. В 6-7 классах наиболее широко используются для этого устное изложение материала учителем, беседа, работа с разнообразными наглядными пособиями, документами и текстом учебника.

Устное изложение в обучении истории, особенно в 5-6 классах, занимает ведущее место. Оно позволяет в тематической целостности, хронологической последовательности и в эмоциональной форме знакомить учащихся с историческим материалом. Убедительное слово учителя оказывает большое воздействие на сознание и чувства учащихся, учит их логически мыслить, аргументировано излагать учебный материал.

Наряду с рассказом учителя важную роль при изменении нового материала в 5-6 классах играет беседа.

Применение эвристической беседы при изучении нового материала требует соблюдения ряда условий:

1. Учащиеся должны иметь достаточный запас фактических знаний и умений, чтобы опираться на них, а не строить догадки.

2. Вопросы учитель должен формулировать так, чтоб от учащихся требовался самостоятельный анализ определенных фактов (изученных ранее и вновь изучаемых); эвристическая беседа должна быть одним из средств вовлечения школьников в посильное для них исследование исторического материала, поэтому необходимо избегать вопросов, ответы на которые учащиеся легко найдут в учебнике или в рассказе учителя.

Обобщающий вид беседы обычно применяется в конце урока или на заключительном уроке по теме, разделу, курсу и служит систематизации и обобщению фактов, подведению общих итогов, закреплению материала и отчасти проверке его усвоения. Нередко обобщающая беседа носит эвристический характер, подводя учащихся к пониманию закономерностей развития общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Подготовка учащихся к изучению нового материала
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока. Для активизации познавательной деятельности учащихся учитель задает вопросы, которые подготавливают их к восприятию нового материала. Какие Вы знаете пороки древесины? (сучковатость, косослой, трещины, смоляные кармашки, червоточина) Какие Вы знаете виды ...

Результаты кружка, посвященного организации проектной деятельности
Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализ ...

Практическое изучение возможностей формирования понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru