Педагогика » Диагностика учащихся на уроках русского языка и литературного чтения » Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе

Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе

Страница 1

Знания, умения и навыки по русскому языку вырабатываются на протяжении всего обучения в школе. Успешность овладения языком на каждом последующем этапе определяется во многом тем, насколько хорошо он усвоен на предыдущем этапе.

Обучение русскому языку эффективно только в том случае, если между этапами существуют внутренняя связь и логическая последовательность, если на каждом последующем этапе закрепляются, расширяются, усложняются и углубляются те знания и навыки, которые составляли содержание обучения на предыдущем этапе, т.е. реализуется идея преемственности. Поэтому на каждом этапе учителю очень важно знать, на каком уровне школьники овладели русским языком, его грамматическими категориями. Это позволит сравнить ожидаемый эффект обучения с действительным, определить качество усвоения учебного материала: полноту и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Диагностика позволит и самому ученику определить, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

При определении уровня обученности необходимо чётко знать критерии, по которым проводится диагностика, требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учеников начальной школы по русскому языку 1-й класс

Дети должны знать:

— все буквы русского алфавита и правильно называть их;

— основное отличие звука от буквы.

Называть:

звуки и буквы;

слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какой? что делает? что сделает?;

— главные члены предложения (по вопросам, без терминов).

Различать и сравнивать:

группы слов и предложение;

слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

буквы и звуки; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Решать практические задачи:

— вычленять звуки из слова, правильно их произносить; различать гласные и согласные звуки и буквы; соотносить число звуков с числом букв в словах;

правильно называть твёрдые и мягкие согласные звуки в словах и вне слова; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком;

делить слова на слоги, выделять в слове ударный слог, переносить слово по слогам (простые случаи);

вычленять слова из предложения, задавать к слову вопрос;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения слова;

передавать различную интонацию предложения в устной речи; соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах;

оформлять предложение на письме: знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в начале предложения;

писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; писать слова с сочетаниями жи -ши, ча-ща, чу-шу;

грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

устно составлять текст из 3—5 предложений на определённую тему.

Уровень обученности диагностируется в течение всей первой ступени изучения русского языка, в каждом классе проводится входная и текущая диагностические контрольные работы. Это позволит определить динамику сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку у каждого ученика.

Можно выделить следующие уровни сформированности знаний, умении и навыков у младших школьников по русскому языку.

Низкий (Н) — теоретический материал не усвоен или усвоен поверхностно, следовательно, ученик не умеет его применять, не может соотнести теоретический и практический материал, а если и соотносит, то бессистемно, методом проб и ошибок. Испытывает затруднения в применении правила; использует под руководством учителя; может привести свои примеры на основе образца. Задание выполняет с трудом, с посторонней помощью, пассивно. Допускает ошибки при соотнесении написания и произношения. В письменных работах более 5 ошибок.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Алтайский государственный медицинский университет
АГМИ был создан в 1954 году для подготовки местных врачебных кадров в г.Барнауле. Для организации кафедр и учебного процесса в институт направлялись опытные преподаватели из других вузов страны (Ленинград, Куйбышев, Горький, Саратов и др.). В 1964 году в АГМИ была открыта аспирантура. В 1986 году о ...

Первичная диагностика творческих способностей детей
Перед началом эксперимента мы провели диагностику детей на уровень творческого мышления. В диагностике участвовали психологи, педагоги школы №190 и Мастера Центра ролевых игр. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояла ролевая игра, но подготовка к ней еще не начиналась. Дети – у ...

Вторичная диагностика уровня сформированности творческих способностей подростков
Соответственно из цели нашего исследования мы исходили из того, что изучение развития творческих способностей должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли». После года подготовки и работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой игре мы провели конт ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru