Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка "степеней свободы" адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная. В состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осуществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и др.). Они не вызывают изменений целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество различных интерпретаций термина социальная адаптация.
Для детей с нарушениями интеллекта термин социальная адаптация (автор термина Шипицына Л.М.) означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения детей с умственной отсталостью в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У этих детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с нарушением интеллекта возможность активного участия в общественной жизни.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться
Воспитание мудрости и благовоспитанности
За воспитанием добродетели Локк указывает на воспитание мудрости и благовоспитанности. Мудрость это - „способность человека искусно и предусмотрительно вести свои дела в этом свете". Конечно, в детском возрасте мало что можно сделать к выработке этой способности: она приобретается опытом и жиз ...
Сущность профессионально-педагогической культуры
В последнее время в педагогике появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, появилось два основных направления исследования культуры. Первое направление -культура общества. Представители этого направления В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян основное внимание удел ...
Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков
Как научить детей творчески трудиться и мыслить? В том, что эта задача вполне реальна, и учить творчески трудиться – подлинная цель образования, едва ли могут быть сомнения. Опыт лучших педагогов подтверждает это. Ученики, которые считались неспособными, попав к талантливому преподавателю, начинают ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.