Педагогика » Педагогический опыт преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе » Сущность профессионально-педагогической культуры

Сущность профессионально-педагогической культуры

Страница 1

В последнее время в педагогике появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, появилось два основных направления исследования культуры. Первое направление -культура общества. Представители этого направления В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян основное внимание уделяют адаптационной функции культуры, которая заключается в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него. Второе направление - культура личности. Представители данного направления: B.C. Библер, В.М. Минсуев, Н.А. Ильева заостряют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, т.к. «культура личности и культура социума - объекты, совместно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга».

По мнению B.C. Библера, «уровень культуры личности зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой человеческих индивидов, составляющих его, в противном случае социум рискует превратиться в серую аморфную массу, лишённую каких-либо источников и стимулов развития. Культура социума порождает и менее общественные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем индивидуальностям, входящим в него». Но всё это приобретает смысл в том случае, когда они выступают средством развития личности.

Трудно не согласиться с точкой зрения B.C. Библера, в соответствии с которой культура - это мера «человеческого в человеке». Усвоение культуры представляет собой процесс создания особого микромира, в котором каждый новый элемент дополняет и преобразует предыдущий.

Как известно, профессия имеет сложную структуру и включает предмет, средства и результат профессиональной деятельности; цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. Она изменяется в ходе исторического развития, требуя обновления и соответствия современным требованиям.

Некоторые авторы рассматривают профессиональную культуру как средство, сдерживающее узкий профессионализм, мы же разделяем взгляды B.C. Библера и рассматриваем её как определённую степень овладения приёмами и способами решения специальных профессиональных задач.

Проблемами, посвященными теоретическому изучению понятия «педагогическая культура», занимались О.С. Анисимов, З.Ф. Есарева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.И. Мищенко, П.И. Решетнёв, Г.Б. Скок, В.А. Сластёнин, Г.И. Хозяинов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др. Большой вклад внесли также труды А.В. Барабанщикова и С.С. Муцынова, которые исследовали педагогическую культуру преподавателей высших военных школ.

В связи с этим в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные различным сторонам культуры личности учителя, в том числе и учителя иностранного языка. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя.

По мнению В.Г. Максимова, профессионально-педагогическая культура учителя - это часть педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, которые занимаются воспитательной практикой не только профессионально. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, которые призваны осуществлять труд, составными частями которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность, как субъект деятельности и общения.

В 1970-е гг. А.В. Барабанщиков обозначил проблему педагогической культуры учителя. Он выделил слагаемые педагогической культуры: педагогическая направленность личности, психолого-педагогическая эрудиция и интеллектуальность, нравственная чистота, гармония рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию. Долгое время исследования А.В. Барабанщикова оставались единственными в отечественной педагогике. Впоследствии они послужили основой для разработки теории и практики педагогической культуры преподавателей разных типов учебных заведений.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Межпредметность – современный принцип обучения
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются ...

Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru