Элементами модели профессионально-педагогической культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры - это совокупность педагогических ценностей, включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития школы, в этом процессе преподаватели овладевают определёнными идеями и концепциями, приобретают знания и умения. Знания, идеи, концепции выступают в качестве педагогических ценностей. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом, по мере того как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе в некоторой мере технологична. Поэтому требуется её операционный анализ.
Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. В педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются следующие противоречия: между накопленным обществом педагогическим опытом в области образования и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития; между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением предела этого развития. Педагогическое творчество, с одной стороны, выступает одним из проявлений педагогической культуры в качестве процесса создания новых педагогических ценностей, с другой, педагогическое творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическая культура - это сфера творческого приложения и проявления педагогических способностей личности.
Выделенные структурные компоненты преломляются в такихфункциональных компонентах профессионально-педагогической культуры,как гносеологический, гуманистический, коммуникативный, образовательный, воспитательный, нормативный и информационный.
Гносеологический компонент обуславливает методологическую,исследовательскую, интеллектуальную, историко-педагогическую, этнопедагогическую, психологическую культуру педагога; гуманистический компонент
- нравственную, духовную; коммуникативный
- культуру общения, культуру речевую, рефлексивную, эмпатическую; образовательный
- дидактическую, технологическую, методическую; воспитательный
- эстетическую, политическую, экономическую, физическую, экологическую; нормативный
- правовую, управленческую; информационный
-диагностическую, инновационную, компьютерную культуру преподавателя.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура — это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Профессионально-педагогическая культура - это обобщающая характеристика разнообразных видов педагогической деятельности и педагогического общения, отражающая закономерности развития потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей человека, избравшего профессию учителя.
Компетенция ПКСП-2
Компетенция ПКСП-2 – это профессиональная компетенция в области социально-педагогической деятельности: «способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся». Под данной компетенцией понимается способность осуществлять процесс диагностирования ...
Периодизация возраста применительно к ролевой игре
Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь рассматриваться не может, поэтом ...
Воспитание
у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пон ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.