Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Характеристика детей в школе-интернате II вида г. Читы для слабослышащих

Характеристика детей в школе-интернате II вида г. Читы для слабослышащих

Страница 2

9. Для позднооглохших воспитанников (независимо от возраста) с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими организуется специальная индивидуальная помощь по обучению восприятия устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе.

10.Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

11.Работа по развитию слухового восприятия и автоматизации навыков произношения с использованием фонетической ритмики и различных видов деятельности, связанных с музыкой, осуществляется на музыкально-ритмических занятиях.

12.По желанию воспитанников 2-го отделения и их родителей (законных представителей) в учебный план возможно введение факультативных курсов обучения жестовой речи или иностранному языку. Сроки введения курса и его продолжительность определяются коррекционным учреждением.

На сегодняшний день в нашей области это единственная коррекционная специальная образовательная школа, где обучаются дети-инвалиды с 1-4 степенью тугоухости.

Слабослышащие (тугоухие дети) в настоящее время составляют значительную часть детей с нарушением слуха. В отличие от глухих детей, они обладают остаточным слухом, который могут достаточно эффективно использовать в процессе обучения, для общения с окружающими и познания действительности. На основе слухового восприятия речи они овладевают ограниченным речевым запасом, который вводят в практику общения.

По глубине нарушения слуха при тугоухости можно примерно выделить четыре степени – легкую, умеренную, значительную, тяжелую.

К легкой степени тугоухости относят восприятие шепотной речи на расстоянии 3-4 метров, а разговорной – 6-8 метров. При умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3-6 метров, разговорная – 4-6 метров. При значительной степени тугоухости шепот слышен на расстоянии не далее 1 метра от ушной раковины, а разговор средней громкости – 2-4 метра. При тяжелой степени тугоухости различение шепотной речи возможны на расстоянии не далее 0,5 м, а разговорной не далее 2 м. При тугоухости у детей особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило это снижение.

Способность к усвоению речи ограничена во времени. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, своевременно не распознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает крайне тяжелые условия для дальнейшего достаточно интенсивного ее развития, несмотря на недостатки, которые вызваны снижением слуховой функции и проявляются в характерных особенностях речи слабослышащих.

Относительная бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением понятий. Дети легко смешивают предметы и действия, близкие по звучанию слова (бутылка – булка). В большинстве случаев слова воспринимаются на слух не полностью. Это сказывается и на произношении. Общими характерными признаками произношения тугоухих детей является смазанность артикуляции и невыразительность интонации. Нарушения произношения слов зависят от степени понижения слуха. Глубокое понижение слуха ведет к глубокому искажению слов, часто от них остаются лишь контуры («муванти» вместо «умываться»). Произнося слова слабослышащие смешивают звуки: звонкие с глухими шипящие со свистящими, твердые и мягкими, пропускают звуки в словах («собака» – «сапака»). Особенностью речевого развития слабослышащих является то, что они, успешно овладевая произношением изолированного звука, не могут правильно произносить его в словах или употребление оказывается неустойчивым, легко замещается звуком, сходным по звучанию.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Семья как фактор развития ребенка
Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей ...

Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг
Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке 60-90 гг. Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания обра ...

Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru