Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление

Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление

Страница 2

Старших будешь слушать, долгими будут дни твои.

У хакасского народа есть одна мудрая пословица, которая написана в форме тахпаха. А в форму тахпаха народ облекал только самые сокровенные мысли. Приведем небольшой фрагмент из этого тахпаха:

Всему свое время,

А упустишь время, пользы никакой!

Всему своя мера,

А не выдержишь меры, толку никакого!

Смысл этой пословицы хакасы объясняют так: человек на Земле наполнил временные поля своим смыслом, дающим ему выгоду, моральную удовлетворенность и чувство единения и гармонии с Природой и Космосом.

В пословицах, как в любом другом жанре фольклора, находит свое отражение широкий спектр жизненных представлений. Основной почвой и материалом для фольклора оказываются такие этносоциальные и культурно-бытовые явления, которые в совокупности образуют сложный по составу мир первичных обобщений, знаковых систем, относящихся к различным сторонам действительности: традиционные этносоциальные институты, обряды, обычаи, нормы быта, правовые установления, представления и верования. Эти первичные обобщения усваиваются и перерабатываются фольклорным сознанием в структурном, семантическом, идеологическом планах. Так, встречаются достаточно часто поговори о похоронах и смерти.

Пословицы, как и любой текст, имеют поверхностный и глубинный уровни. Как отмечают В.В. Иванов и В.Н. Топоров, поверхностный уровень текста отличается малой помехоустойчивостью, так как верхний слой подвергается сильному искажению при передаче во времени. Первоначальная информация сохраняется на глубинном уровне, менее доступном сознательному осмыслению. Выделенные нами архаичные мотивы, послужившие основой возникновения пословиц с образом коня, находятся на глубинном уровне.

Отдельно хотелось рассмотреть тему смерти - одну из самых фундаментальных категорий миропонимания каждого этноса. В хакасской традиционной культуре воззрения о смерти являются одними из основных детерминант жизненных ценностей и ориентиров в поведении людей. Похоронно-поминальная обрядность имела целью обеспечить умершему благополучный переход в инобытие, а также сохранить баланс между этим и потусторонним мирами. Так, в хакасской традиции смерть воспринималась как явление закономерное и неподвластное человеку. В связи с этим было создано некоторое количество пословиц о смерти. Например:

Iкi олiм полбас, пiрден ос полбассын - Два раза не умирать, одной смерти не избежать.

Хуруп таа парза, кёлнiн оды халар. - Если озеро высохнет, то на дне его трава останется.

Ол тее халза, хыйганын ады халар.– Если умный человек умрет, то имя его останется.

Пай кiзiнiн iзi халар - У бая богатство останется.

Хыйга кiзiнiн ады халар - У умного имя останется.

Итак, следует заключить, что хакасская пословица является выкристаллизовавшимся общественным мнение народа, нравственной оценкой им всех случаев жизни. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам и поговоркам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. Очень многие пословицы и поговорки являются мотивированными, и потому своими аргументированными позициями призывают к самосовершенствованию. При сходстве с пословицей в эмоциональной насыщенности поговорка отличается от нее своей функцией, со всей очевидностью обнаруживаемой в речи. Поговорка вставляется в какое-либо суждение на правах его части. В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми. В пословицах, как и в поговорках, как в жанре фольклора, находит свое отражение широкий спектр жизненных представлений. Основной почвой и материалом для фольклора оказываются такие этносоциальные и культурно-бытовые явления, которые, в совокупности, образуют сложный по составу мир первичных обобщений, знаковых систем, относящихся к различным сторонам действительности: традиционные этносоциальные институты, обряды, обычаи, нормы быта, правовые установления, представления и верования.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Методика преподавания по К.Д. Ушинскому
К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский ...

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика
К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к ученику. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т. е. мотивационно обеспечена. При этом следует учесть, что учащиеся н ...

Развитие речи в онтогенезе
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. По мнению физиологов и психологов (Н. И. Красногорский, А. А. Люблинская, И ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru