Среди разнообразных методов обучения успешно могут быть использованы такие, как наблюдение, «мозговой штурм», ролевые игры, обсуждение, педагогические ситуации, пример, упражнение, рефлексия, эмпатия и др.
К наиболее результативным средствам эколого – краеведческого образования учащихся следует отнести, прежде всего, этнопедагогические средства (сказки, мифы, народные приметы, пословицы, и т.д.), окружающую природную среду, наглядный и дидактический материал, оборудование для исследовательских работ, краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства и др.
Основными и достаточными для совершенствования экологического образования младших школьников на основе краеведческой работы являются следующие педагогические условия:
- четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности учащихся;
- сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников;
- экологическая культура учителя;
- использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе;
- усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников;
- совокупность учебных заданий краеведческого характера;
- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.
Результатом краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле.
Т.А. Бабакова считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их совокупности. Например, Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать с приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.
Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.
Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.
Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды, благоустройством: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно - личностному подходу в образовании и воспитании.
Разработка элективного курса «Кинематика»
Существующая в России система школьного образования включает значительный объём естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных учебных предметов. При этом общий объект изучения – природа – остаётся расчленённым между отдельными учебными предметами. Одно ...
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...
Практическое применение библейской педагогики. Детская Библия
Для гармоничного развития духовно-нравственной личности необходимо изучать Библию с раннего возраста, потому что «Библия содержит возвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобразить возделываемую землю в Небесный сад». Иными словами, возделываемая земля – сердце ребёнка, его ду ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.